Слайд 1Родительское собрание в 7В классе
Переходный возраст: особенности контакта с подростком
Подготовила: классный
руководитель Шевчук А.П.,
учитель МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Слайд 3Памятка для родителей:
1. Дайте свободу.
2. Никаких нотаций.
3. Идите на компромисс.
4. Уступает
тот, кто умнее.
5. Не надо обижать.
6. Будьте тверды и последовательны.
Слайд 4Цитаты для обсуждения:
Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к
будущей жизни. Дж. Дьюи
Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л. С. Выгодский
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. Макаренко.
Школа – это мастерская человечности.
Я. А. Каменский
Слайд 5Что же делать взрослым чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
Слайд 6Правила поведения в ранней ситуации…
1.Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что
ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это
стремление выйти из-под вашей опеки.
Слайд 72. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените
стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений.
Поймите: ребенок имеет право на
собственный взгляд и собственные выводы.
Слайд 83. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с
помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
Слайд 94. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в
него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой.
Запомните:
лавры победителя
в отношениях с
собственными
детьми не
украшают.
Слайд 105. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно
с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из
трудных ситуаций
ребенок учится
у нас.
Слайд 126. Будьте тверды и последовательны.
Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют
слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность,
непоследовательность,
трудно ждать от них
хорошего поведения.
Слайд 14Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был
кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.
Слайд 15Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним
обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Слайд 16Очень часто ребенок становится нервным,
агрессивным и неуравновешенным,
если родители неумело
и грубо используют
по отношению к нему методы
наказания и поощрения
Слайд 17Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только
из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем
состоянии, но и всегда
о нем, а часто
именно о нем.
Слайд 18От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение:
“со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение
неблагополучия
и несчастливости.
Слайд 19В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой,
ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
Слайд 20Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим
миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
Слайд 211. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься)вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с
которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда
просит.
6. Поддерживать
успехи.
Слайд 228.Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
“Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
Слайд 24И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока:
“Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Слайд 26Тест «Детей воспитывают родители.
А родителей?»
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте (прослушайте)
предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно.
Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе, поможет
Сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы обозначаем буквами:
А – могу и всегда так поступаю.
Б – могу, но не всегда так поступаю
В – не могу
Слайд 28Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться
ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной
по отношению к нему?
4.Извиниться перед ребенком в случае своей
неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание ,
даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея
(прекрасный принц)?
8.Рассказать ребенку поучительный случай из
своего детства, представляющий вас в
невыгодном свете?
Слайд 299. Всегда воздержаться от употребления слов и
выражений, которые
могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за
хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может
делать что хочет и вести себя как хочет , и ни
во что не вмешиваться?
Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских просьб и слез, если
уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Слайд 30Ответ А оценивается в 3 балла
Ответ Б оценивается в 2 балла
Ответ
В оценивается в 1 балл
Слайд 31Если вы набрали от 30 до 39 баллов,
это значит, что
ребенок – самая большая
ценность в вашей жизни.
Вы стремитесь не только понять, но и
узнать его, относитесь к нему с уважением,
Придерживаетесь прогрессивных принципов
воспитания и постоянной линии поведения.
Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Слайд 32Сумма от 16 до 30 баллов.
Забота о ребенке для вас-
вопрос
первостепенной важности. Вы обладаете
способностями воспитателя, но на практике
не всегда применяете их последовательно
и целенаправленно. Порой вы чересчур строги,
в других случаях излишне мягки.
Кроме того, вы склонны к
компромиссам, которые
ослабляют
воспитательный процесс.
Вам следует серьезно
задуматься над своим
подходом к воспитанию
ребенка.
Слайд 33Число баллов менее 16.
У вас серьезные проблемы с воспитанием
ребенка. Вам
недостает либо знаний, либо
желания стремление сделать ребенка
личностью, а возможно, того и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов –
педагогов, психологов, познакомиться с
публикациями по вопросам семейного
воспитания.