Презентация, доклад на тему Речь

Содержание

СодержаниеОбщая характеристика речиФизиологические основы речиПериферические системы речиЦентральные системы речиЦентральные органы речиТеоретические проблемы возникновения речиОсновные виды речиУстная речьПисьменная речьКинетическая речьВнутренняя и внешняя речьФункции речиВыражениеВоздействиеСообщениеОбозначение

Слайд 1Речь

Речь

Слайд 2Содержание
Общая характеристика речи
Физиологические основы речи
Периферические системы речи
Центральные системы речи
Центральные органы речи
Теоретические

проблемы возникновения речи
Основные виды речи
Устная речь
Письменная речь
Кинетическая речь
Внутренняя и внешняя речь
Функции речи
Выражение
Воздействие
Сообщение
Обозначение




СодержаниеОбщая характеристика речиФизиологические основы речиПериферические системы речиЦентральные системы речиЦентральные органы речиТеоретические проблемы возникновения речиОсновные виды речиУстная речьПисьменная

Слайд 3Общая характеристика речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием,

отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

содержание

Общая характеристика речиОдним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и

Слайд 4В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это

система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамма-тику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых

Слайд 5В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения,

который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подо-брать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения,

Слайд 6У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была

комплексная кинетическая речь.
Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь.Под комплексной кинетической речью

Слайд 7Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и

устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд

Слайд 8Физиологические основы речи
Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим

и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась.
Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Физиологические основы речиРазвитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Слайд 9Периферические системы речи
К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой

аппарат состоит из трех систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение брюшные мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь круглообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.
Периферические системы речиК ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех систем: органов

Слайд 10Центральные системы речи
Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы

обнаружим, что слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях — увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические речевые центры:
Слуховой центр Вернике – отвечает за слуховые ощущения.
Цетр Брока – двигательный центр речи.


Центральные системы речиЕсли сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы обнаружим, что слуховая зона коры у

Слайд 11Центральные органы речи

Центральные органы речи

Слайд 12Теоретические проблемы возникновения речи
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий,

пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков.
Теоретические проблемы возникновения речиВ настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи.

Слайд 13Теория научения - ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. Предполагается,

что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
Теория специфических задатков (Н. Хомский) - в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет.
Когнитивная теория (Ж. Пиаже) - развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.
Теория научения - ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание

Слайд 14Основные виды речи

Основные виды речи

Слайд 15Устная речь
Разговорная или диалогическая (диалоговая) речь является речью, активно поддерживаемой собеседником,

т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
Монологическая речь - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли.
Устная речьРазговорная или диалогическая (диалоговая) речь является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют

Слайд 16Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной.

Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и

Слайд 17Письменная речь
Письменная речь отличается от устной не только тем, что она

изображается графически, с помощью письменных знаков. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в уст-ной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад.
С другой стороны, письменная речь требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимы-ми жестами.
Письменная речьПисьменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков.

Слайд 18Кинетическая речь
Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая

речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Кинетическая речьСледует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у

Слайд 19Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.

Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Внутренняя и внешняя речьВнешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с

Слайд 20Функции речи
Выражение
Воздействие
Сообщение
Обозначение

Функции речиВыражение ВоздействиеСообщениеОбозначение

Слайд 21Выражение
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает

свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.
ВыражениеФункция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению

Слайд 22Воздействие
Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся

побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табакокурения, употребления алкоголя и др.

ВоздействиеФункция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей

Слайд 23Сообщение
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с

помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.
СообщениеФункция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление

Слайд 24Обозначение
Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря

данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.


ОбозначениеФункция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть