Слайд 1Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей.
Социальный педагог
ГОУС(К)
ШИ № 32
ст-цы Тенгинской
Краснодарского края
Тимошенко Татьяна
Владимировна
Слайд 2В непредсказуемом, быстроменяющемся мире чрезвычайно сложно современному подростку вырабатывать адекватные механизмы
адаптации. Потеря традиционных ценностей, отсутствие положительных примеров, размытость моральных норм провоцируют рост числа “трудных подростков”. В связи с этим увеличивается количество школьников демонстрирующих готовность к девиантным действиям.
Слайд 3
1.Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека
явной или скрытой психопатологии.
2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр.
Группы девиантного поведения
Слайд 4Причины девиаций
отклонения от нормы в состоянии здоровья
( нарушения в физическом
и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
нарушение в сфере межличностных взаимоотношений ( непопулярен, не приятен, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения ( тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи;
Слайд 5ошибки педагогов ( превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказание,
как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями или между учеником и учителем и др.);
Слайд 6ошибки семейного воспитания
(«заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое
детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;
Слайд 7
*«Адаптация» - приспособление к изменяющимся условиям.
*Дезадаптация – затрудненное, осложненное каким-либо факторами
приспособление к меняющимся условия, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.
Слайд 8Типы дезадаптации
Школьная дезадаптация - несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям
школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях - невозможным
Слайд 9* Социальная дезадаптация – более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны асоциальные
проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности.
Слайд 10Направления профилактики дезадаптивного поведения
1.Ранняя диагностика детей «группы риска»
2. Консультативно- разъяснительная работа
с родителями, педагогами.
3. Активизация воспитательных условий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.
4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, СУ, центров, служб.
5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Слайд 11Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со
стороны родителей или лиц их заменяющих.
Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, уход, обучения и позитивных воспитательных воздействий.
Слайд 12Причины беспризорности и безнадзорности
кризисными явлениями в семье ( рост числа разводов
и количество неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);
распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;
Обвальным снижением количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением гос.дотаций.
Слайд 13Пять групп подростков нарушителей.
Первая группа - характеризуется наличием ряда примитивных, аморальных
потребностей и антиобщественных взглядов и представлений.
Вторая группа - подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы.
Третья группа – наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды.
Слайд 14Четвертая группа – подростки не верящие в себя, внушаемые, заискивающие перед
более сильным товарищем.
Пятая группа – случайные правонарушители.
Им необходимы:
- постоянная коллективная работа в должном темпе;
- систематический контроль и оценка их деятельности;
- личная ответственность;
- активное участие в соревнованиях.
Слайд 15Контактное взаимодействие- это модель поведения инициатора контакта, вызывающая
и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях.
Слайд 16Работа соц.
педагога с семьей
Семьями, имеющие
ребенка с
Ограниченными
возможностями
С многодетными
семьями
Слайд 17Классификация типов семьи.
1.По структуре (полная семья, неполная семья).
2. По материальной обеспеченности
семьи:
3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи
4. По взаимоотношениям
5.По семейной ориентации.
Слайд 18Работа с малообеспеченными семьями
Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей,
специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;
Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав
Направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
Слайд 19 Организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и
администрацией организаций, находящихся на данной территории.
- Оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы.
- Трудоустройство несовершеннолетних
- Оказание содействия в организации совместного досугового общения
Слайд 20Работа с семьями безработных
выявление семей безработных, наблюдение, изучение их состояния,
потребностей, проектирование возможной помощи.
оказание посильной организационно-юридической помощи.
психологическая поддержка.
возможное содействие в трудоустройстве.
помощь в получении различных видов материальной помощи.
информационная и организационно-посредническая помощь.
социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных.
Слайд 21Работа с многодетными семьями:
проблемы многодетных семей:
* Материальные;
* Обеспечение полноценным питанием, одеждой,
жильем;
* Проблемы со здоровьем;
* Рост числа разводов;
* Снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
* Проблемы с воспитанием;
* Индивидуальные проблемы ребенка;
* Моральные проблемы.
Слайд 22Принципы отношений взрослых и детей.
1. принцип равенства.
2.принцип диалогичности.
3.принцип сосуществования.
4.принцип свободы.
5.принцип соразвития.
6.
принцип единства.
7. принцип принятия.
Слайд 23Этапы профилактики
Первичная профилактика:
- изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа
семьи и воспитания;
Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений.
Вторичная профилактика:
раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
исследование генографии семьи;
коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
Наличие четких семейных ролей.
Слайд 24Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью
является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенальных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.