Слайд 1«Особенности психического развития детей с нарушениями письменной речи»
Постернак Людмила Павловна учитель-
логопед
МБОУ «СОШ №6» г. Гая
Слайд 2.
Весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической
деятельности
как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма…..
Р.Е. Левина
Слайд 3Актуальность исследования обусловлена следующими положениями:
1.Межполушарная асимметрия и межполушарные отношения в процессе
осуществления интеллектуальной деятельности.
2. Стойкое нарушение письма обусловленное задержкой формирования мозговой организации в целом.
Слайд 4Проблема исследования
заключается в необходимости изучения
механизмов нарушений письма у
младших
школьников.
Слайд 5Объект исследования — письменная речь учащихся начальных классов и ее коррекция.
Предмет
исследования — исследование особенности психического развития детей с нарушениями письменной речи.
Цель исследования - выявление особенности психического развития детей с нарушениями письменной речи.
Слайд 6 Изучить и выявить характерные особенности нарушения письма у младших школьников.
Теоретически обосновать и разработать комплексную коррекционно-логопедическую программу, направленную на преодоление нарушений письма у младших школьников в начальных классах.
Экспериментально проверить эффективность разработанной комплексной коррекционно-логопедической программы в учебном процессе.
Задачи
Слайд 7 Опытно- экспериментальная база МБОУ «СОШ № 6» города Гая
2 «А»
и 2 «Б» классы
Слайд 8В семь лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет
социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование - чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития - социальной и психологической неполноценности), а также способности дифференцировать свои возможности. Семилетний возраст также относят к критическому……
Слайд 9Дисграфия
- это частичное специфическое нарушение письма.
При дисграфии дети младших классов школы
с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок.
Слайд 10 Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями
письменной речи
Психолого-педагогическое обследование детей представляет собой единый комплекс и включает в себя три вида обследования: клиническое, психологическое, педагогическое
Слайд 11ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ № 6 ГОРОДА ГАЯ
Слайд 121.Содержание практической деятельности по исследованию особенностей психического развития детей с нарушениями
письменной речи
Слайд 131 этап – Констатирующий, который позволил выявить: особенности нарушения письма у
младших школьников. В него входят четыре обследуемых этапа.
Слайд 14Исследование состояния ручной моторики
1. Ведущая рука, глаз, нога (30% левши)
2. Проба
Хэда (70% выполнили верно)
3. Упражнение «кольцо» ( 40% не справились)
4. «Игра на рояле» (у 33% возникли затруднения)
3. Проба на динамический праксис «Кулак — ребро — ладонь» ЛурияА. Р.
Слайд 15«Графо – моторные методики».
1. Тематические рисунки «Дом — дерево —
человек».
Цель: Определить способность передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Выраженная бедность детализации и примитивная структурная организация рисунка.
Слайд 16Итоги диагностики
низкий уровень 5 уч.
средний уровень 9 уч.
высокий уровень 6уч.
Слайд 17«Конструктивная методика»
Цель: выявить нарушения конструктивного праксиса.
1. Палочковый тест Гольдштейн-Ширера.
2. Кубики Кооса.
Слайд 184 Наличие зеркальных ошибок письма, %
2 «А класс- 74.2%
2 «Б» класс
– 57.5 %
Слайд 19На третьем этапе
проверяли у учащихся состояние речезрительных функций.
Исследование
проводилось по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена.
Слайд 20Сравнительные результаты третьего этапа
Слайд 21Вывод
По результатам, данного рисунка видно, что у десяти детей средний уровень,
у десяти низкий уровень, только высокий уровень, никто не имеет, хоть Андрей К. и Анастасия М. имеют равное количество %, но Андрей К. был не общителен, скромный, на вопросы отвечал односложно.
Слайд 22На четвертом этапе обследование письма.
Обследование начинается с самых простых заданий.
Наиболее
доступно для детей задание сложить слова из разрезной азбуки.
Слайд 23Устранение нарушения письма
Работа проводится в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания
цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Слайд 24Заключение
Данное исследование было направлено на изучение преодоления нарушений письма у детей
младшего школьного возраста.
Слайд 25Пожелания учителям- логопедам:
- Работа по исправлению нарушений должна строиться с учетом
возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Слайд 26Рекомендации родителям:
Беседуйте и чаще говорите со своим ребенком поскольку только так
формируется связная речь и обогащается словарный запас вашего ребенка.