Психолого-педагогические аспекты работы
воспитателя и классного руководителя с родителями
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
Педагог, определив тип семьи ребёнка, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в психолого-педагогическую деятельность, заинтересованное участие в учебно-воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Портреты родителей –
как общаться, чтобы к вам прислушивались
типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов.
Александра Фокина
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России
Недостатки:
Родитель-вертолет старается контролировать все, что касается ребенка.
Ему кажется, что если этого не делать, что-нибудь случится. Школа, класс, профильные предметы, дополнительные занятия, мероприятия и друзья – все это выбирает родитель.
В результате ребенок растет несамостоятельным.
Достоинства
Дети в семье родителя-вертолета никогда не остаются без внимания. Они всегда одеты, обуты, умыты и накормлены. «Вертолет» ежедневно, в крайнем случае еженедельно, проверяет дневник. Он обязательно похвалит ребенка за хорошую оценку, а за плохую – накажет. Поскольку такие родители активны, ответственны, сверхбдительные и осторожны, они незаменимы как помощники в организации детских мероприятий – и классных, и общешкольных.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Недостатки
Родитель-танк – прирожденный критик. Он изучил всю литературу о воспитании и обучении детей и считает себя экспертом в любых вопросах. «Танк» чаще других родителей спорит с учителями, в том числе из-за мелочей, и становится инициатором конфликтов. После того как конфликт разрешится, «танк» сообщит всем, кто был в нем виноват, – конечно же, не он. Если ему в голову придет какая-нибудь идея, он будет отстаивать ее до последнего, а если идею примут, начнет отдавать приказы.
Достоинства
У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Поэтому, если на родительском собрании вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что он думает, и дискуссия вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Родитель – скорый поезд
Недостатки
Родитель – скорый поезд вечно торопится, торопит других или вообще вне зоны доступа. Поэтому от него вы вряд ли добьетесь тесного сотрудничества. Он совершенно не интересуется, чем и как занимается его чадо. Не ходит на родительские собрания и мероприятия. Он не смотрит со своими детьми мультики, не гуляет с ними и уж тем более не участвует в детских забавах. Все это ложится на плечи бабушек, няней, педагогов и других чужих, по сути, людей. Ребенок отстраненного родителя часто предоставлен сам себе, поэтому попадает в группу проблемных детей.
Достоинства
«Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу образовательного учреждения и доверяет его работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями.
Как общаться
Коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне 5 минут, нам надо поговорить об…», «я пришла к такому выводу…», «я думаю, вам важно будет знать, что …».
Родитель – скорый поезд зачастую просто не знает, как решить проблемы, с которыми он сталкивается в процессе воспитания. Поэтому избегает их.
Ставьте его в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения поведения.
Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять меры, чтобы не запустить проблему.
Спрашивайте его мнение: «а что поможет, если он(а)…?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».
Родитель – трехколесный велосипед
Недостатки
Родитель – трехколесный велосипед сам как ребенок, не самостоятельный. Отсюда и образ – для поддержки нужно третье колесо. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Поэтому если вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может все провалить. Любые серьезные переговоры он попытается свести к шуткам и смеху. Даже если вы обсуждаете нужды и трудности ребенка, не ждите адекватной реакции.
Достоинства
Милый, открытый и доброжелательный. Доверяет педагогам, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех мероприятиях, поддерживает игру и непосредственность детей.
Как общаться
Избегайте учительской позиции: поучать, пристыжать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет сам принимать решения и нести за них ответственность.
Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте еще до завтра и обсудим».
Спрашивайте: «как Вы обычно поступаете, если …?», «что Вы предложите?». Напоминайте ему его же успешный опыт в воспитании.
Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке, хвалите: «как хорошо, что Вы уделяете этому внимание».
Поддерживайте его попытки высказать свое мнение, даже если оно наивное.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество.
И регулирует это пламя классный руководитель.
От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!
г. Верхний Уфалей, ул. Прямицына, дом 44, каб.3, 5.
Телефон: 8(35164) 5-56-31
E-mail: centr.rik@yandex.ru
Сайт: https://psychologycentr.jimdo.com/
Мы готовы к сотрудничеству!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть