Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЕ
Подготовил:
Педагог-психолог : Шевчук Е.Н.
Слайд 2Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена
- сформированность психических
процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ
Слайд 3- Психологическая готовность к ЕГЭ – это не наличие или отсутствие
знаний по школьному предмету, а совокупность психологических навыков обучающихся. Она предполагает сформированность у них (как минимум):
Умений:
- работать с учебным заданием - применять имеющиеся
(понять его, осуществить знания на практике;
требуемые учебные действия,
проверить результат); - распределять время
отводимое на задание,
выделять условия и в процессе сдаче ЕГЕ
вопрос задания;
Слайд 4к логическому рассуждению;
к связному спонтанному выражению мыслей в письменной форме.
Кроме того,
психологическая готовность к итоговой аттестации предполагает высокий уровень произвольного внимания.
Способностей:
Слайд 5Краткая психологическая характеристика:
логический характер познавательной деятельности;
склонность к обобщениям в суждениях;
восприятие любого
материала с точки зрения логики;
руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;
на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;
неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Слайд 6Стратегия поддержки:
- для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
дети хорошо структурируют свою работу и всегда читают инструкции;
необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности.
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Слайд 7Диагностику психологической готовности обучающихся 9 и 11 классов к экзаменам целесообразно
проводить во втором полугодии. Тестирование занимает не более одного школьного урока (среднее время выполнения теста старшеклассниками составляет 30-35 минут). Каждый участник получает бланк.
Устная инструкция к тексту звучит так: «Предлагаемое тестирование посвящено диагностике психологической готовности к ГИА (ЕГЭ). Процедура тестирования достаточно строгая. Все инструкции написаны на бланке, читайте их внимательно и постарайтесь выполнить все задания. В тесте нет сложных вопросов – он нацелен на проверку психологических навыков, а не учебных знаний.
Процедура проведения диагностики.
Слайд 8Не подглядывайте друг к другу и не сверяйте свои ответы с
ответами остальных учеников – это всегда увеличивает количество ошибок. Учитывайте, что с результатами этой диагностики будут ознакомлены и ваши учителя, поэтому постарайтесь работать ответственно и добросовестно.
После того как вы получите бланки, разговаривать будет нельзя. Вы можете использовать черновик. Бланк заполняется ручкой черного цвета».
Слайд 9Трудности:
Обучающиеся не читают задание, невнимательны, игнорируют инструкцию и шаблонно выполняют задания.
Низкий
уровень владения базовыми знаниями
Трудности в изложении мыслей в письменной форме
4. Слабость навыков логического рассуждения, бессмысленный механицизм в выполнении заданий
5. Неумение проверять качество выполнения задания.
6. «Неверные» страхи
Результаты диагностики.
Слайд 10Психологические трудности ЕГЭ
Познавательные
Личностные
Процессуальные
Слайд 11Причины познавательных трудностей:
недостаточный объем знаний,
недостаточная усвоенность основных понятий,
отсутствие
систематизированности знаний
недостаточная сформированность общеучебных навыков
Необходимые психические функции:
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий
Познавательные трудности:
Слайд 12 Причины личностных трудностей
Недостаток информации о процедуре
Отсутствие возможности
получить поддержку взрослых
Несформированность способности к самоопределению
Виды личностных трудностей:
Повышенный уровень тревоги
Неадекватная самооценка
Нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ
Несформированность ценностно-смыслового отношения к экзамену
Личностные трудности
Слайд 13Ценностно-смысловое отношение
к экзамену
наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем
он сдает экзамен);
наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации;
принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат.
Слайд 14Причины трудностей:
недостаточное знакомство с процедурой экзамена
отсутствие четкой стратегии деятельности
Виды трудностей:
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов
Трудности, связанные с ролью взрослого
Трудности, связанные с критериями оценки
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей
Процессуальные трудности
Слайд 15Профилактические часы
«Психологическая готовность к итоговой аттестации», направленные на
знакомство с процедурой ЕГЭ,
создание условий для формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ, конструктивной стратегии деятельности на экзамене
Мониторинг
психологической готовности выпускников
Помощь педагога-психолога
Индивидуальные консультации
Слайд 17Тревожные дети
Краткая характеристика:
-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
-задают множество уточняющих
вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
-часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности:
-отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.
Слайд 18Неуверенные дети
Краткая характеристика:
не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать
к помощи других людей;
хорошо справляются с заданиями по образцу;
часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности:
- необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение .
Слайд 19Неуверенные дети
Стратегии поддержки:
- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от
советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)
Слайд 20Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Краткая характеристика:
обычно эти дети характеризуют как
«невнимательных», «рассеянных» ;
у таких детей часто неустойчивая работоспособность
они могут часто отвлекаться.
Основные трудности:
-непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).
Слайд 21Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика:
высокая или очень высокая успеваемость;
ответственность, организованность, исполнительность;
перфекционисты
очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
-помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
-им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.
Слайд 22Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
-высокая утомляемость, истощаемость;
-при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.
Основные
трудности:
-высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
-оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;
-консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов
Слайд 23Гиперактивные дети
Краткая психологическая характеристика:
- очень быстрые, энергичные, активные;
импульсивны, порой несдержанны;
склонны
пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
сниженная учебная мотивация.
Основные трудности:
- «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
Слайд 24Гиперактивные дети
Стратегии поддержки:
необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки,
самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со
всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Слайд 25Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
они с трудом переключаются с одного задания на
другое;
им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;
если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Основные трудности:
-необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
-актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Слайд 26Стратегии поддержки:
Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое
для каждого задания
Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене
Застревающие дети
Слайд 27Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая
(тактильная)
Основные трудности:
ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки:
-аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями(например, подвигать ногами под столом)
Слайд 28Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика:
богатое воображение;
хорошо развитое образное мышление;
прекрасно воспринимают метафоры, образы,
сравнения.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
-затруднения при необходимости четко логически мыслить;
-трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
-деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Слайд 29Правополушарные дети
Стратегии поддержки:
-необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы,
метафоры, рисунки;
-возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.