Презентация, доклад на тему ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11--Х КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ

Содержание

Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена - сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ

Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЕ

Подготовил:
Педагог-психолог : Шевчук Е.Н.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРЕИЗСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ

Слайд 2Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена
- сформированность психических

процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ

Психологическая готовность выпускника к сдаче Единого государственного экзамена - сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и

Слайд 3- Психологическая готовность к ЕГЭ – это не наличие или отсутствие

знаний по школьному предмету, а совокупность психологических навыков обучающихся. Она предполагает сформированность у них (как минимум):

Умений:
- работать с учебным заданием - применять имеющиеся
(понять его, осуществить знания на практике;
требуемые учебные действия,
проверить результат); - распределять время
отводимое на задание,
выделять условия и в процессе сдаче ЕГЕ
вопрос задания;


- Психологическая готовность к ЕГЭ – это не наличие или отсутствие знаний по школьному предмету, а совокупность

Слайд 4к логическому рассуждению;


к связному спонтанному выражению мыслей в письменной форме.

Кроме того,

психологическая готовность к итоговой аттестации предполагает высокий уровень произвольного внимания.

Способностей:

к логическому рассуждению;к связному спонтанному выражению мыслей в письменной форме.Кроме того, психологическая готовность к итоговой аттестации предполагает

Слайд 5Краткая психологическая характеристика:
логический характер познавательной деятельности;
склонность к обобщениям в суждениях;
восприятие любого

материала с точки зрения логики;
руководство в поведении и поступках исключительно разумом, а не чувствами;
на уроках русского языка выбор делается в пользу диктанта, а не сочинения;
неспособность и нежелание к яркому проявлению чувств


ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика:логический характер познавательной деятельности;склонность к обобщениям в суждениях;восприятие любого материала с точки зрения логики;руководство в

Слайд 6Стратегия поддержки:


- для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
дети хорошо структурируют свою работу и всегда читают инструкции;
необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Стратегия поддержки:

Слайд 7Диагностику психологической готовности обучающихся 9 и 11 классов к экзаменам целесообразно

проводить во втором полугодии. Тестирование занимает не более одного школьного урока (среднее время выполнения теста старшеклассниками составляет 30-35 минут). Каждый участник получает бланк.

Устная инструкция к тексту звучит так: «Предлагаемое тестирование посвящено диагностике психологической готовности к ГИА (ЕГЭ). Процедура тестирования достаточно строгая. Все инструкции написаны на бланке, читайте их внимательно и постарайтесь выполнить все задания. В тесте нет сложных вопросов – он нацелен на проверку психологических навыков, а не учебных знаний.

Процедура проведения диагностики.

Диагностику психологической готовности обучающихся 9 и 11 классов к экзаменам целесообразно проводить во втором полугодии. Тестирование занимает

Слайд 8Не подглядывайте друг к другу и не сверяйте свои ответы с

ответами остальных учеников – это всегда увеличивает количество ошибок. Учитывайте, что с результатами этой диагностики будут ознакомлены и ваши учителя, поэтому постарайтесь работать ответственно и добросовестно.

После того как вы получите бланки, разговаривать будет нельзя. Вы можете использовать черновик. Бланк заполняется ручкой черного цвета».

Не подглядывайте друг к другу и не сверяйте свои ответы с ответами остальных учеников – это всегда

Слайд 9Трудности:
Обучающиеся не читают задание, невнимательны, игнорируют инструкцию и шаблонно выполняют задания.
Низкий

уровень владения базовыми знаниями
Трудности в изложении мыслей в письменной форме

4. Слабость навыков логического рассуждения, бессмысленный механицизм в выполнении заданий
5. Неумение проверять качество выполнения задания.
6. «Неверные» страхи

Результаты диагностики.

Трудности:Обучающиеся не читают задание, невнимательны, игнорируют инструкцию и шаблонно выполняют задания.Низкий уровень владения базовыми знаниямиТрудности в изложении

Слайд 10Психологические трудности ЕГЭ
Познавательные
Личностные
Процессуальные

Психологические трудности ЕГЭПознавательные Личностные Процессуальные

Слайд 11Причины познавательных трудностей:
недостаточный объем знаний,
недостаточная усвоенность основных понятий,
отсутствие

систематизированности знаний
недостаточная сформированность общеучебных навыков

Необходимые психические функции:
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий

Познавательные трудности:

Причины познавательных трудностей: недостаточный объем знаний, недостаточная усвоенность основных понятий, отсутствие систематизированности знаний недостаточная сформированность общеучебных навыковНеобходимые

Слайд 12 Причины личностных трудностей
Недостаток информации о процедуре
Отсутствие возможности

получить поддержку взрослых
Несформированность способности к самоопределению

Виды личностных трудностей:
Повышенный уровень тревоги
Неадекватная самооценка
Нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ
Несформированность ценностно-смыслового отношения к экзамену

Личностные трудности

Причины личностных трудностейНедостаток информации о процедуре Отсутствие возможности получить поддержку взрослых Несформированность способности к

Слайд 13Ценностно-смысловое отношение к экзамену
наличие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем

он сдает экзамен);
наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации;
принятие на себя ответственности за подготовку к экзамену и его результат.

Ценностно-смысловое отношение  к экзаменуналичие личностно значимых целей экзамена (учащийся осознает, зачем он сдает экзамен); наличие действенных

Слайд 14Причины трудностей:
недостаточное знакомство с процедурой экзамена

отсутствие четкой стратегии деятельности

Виды трудностей:
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов
Трудности, связанные с ролью взрослого
Трудности, связанные с критериями оценки
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей

Процессуальные трудности

Причины трудностей:   недостаточное знакомство с процедурой экзамена   отсутствие четкой стратегии деятельностиВиды трудностей:Трудности, связанные

Слайд 15Профилактические часы
«Психологическая готовность к итоговой аттестации», направленные на
знакомство с процедурой ЕГЭ,

создание условий для формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ, конструктивной стратегии деятельности на экзамене

Мониторинг
психологической готовности выпускников

Помощь педагога-психолога

Индивидуальные консультации

Профилактические часы«Психологическая готовность к итоговой аттестации», направленные назнакомство с процедурой ЕГЭ, создание условий для формирование адекватного реалистичного

Слайд 17Тревожные дети
Краткая характеристика:
-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
-задают множество уточняющих

вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
-часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности:
-отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

Тревожные детиКраткая характеристика:-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;-задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно

Слайд 18Неуверенные дети
Краткая характеристика:
не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать

к помощи других людей;
хорошо справляются с заданиями по образцу;
часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности:
- необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение .

Неуверенные детиКраткая характеристика:не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей;хорошо справляются с

Слайд 19Неуверенные дети
Стратегии поддержки:
- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от

советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?»)

Неуверенные детиСтратегии поддержки:- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать

Слайд 20Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Краткая характеристика:
обычно эти дети характеризуют как

«невнимательных», «рассеянных» ;
у таких детей часто неустойчивая работоспособность
они могут часто отвлекаться.
Основные трудности:
-непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизацииКраткая характеристика:обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных» ;у таких детей часто

Слайд 21Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика:
высокая или очень высокая успеваемость;
ответственность, организованность, исполнительность;
перфекционисты

очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
-помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
-им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.
Перфекционисты и «отличники»Краткая психологическая характеристика:высокая или очень высокая успеваемость;ответственность, организованность, исполнительность;перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них

Слайд 22Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
-высокая утомляемость, истощаемость;
-при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.
Основные

трудности:
-высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
-оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;
-консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов
Астеничные детиКраткая психологическая характеристика:-высокая утомляемость, истощаемость;-при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.Основные трудности:-высокая вероятность снижения качества работы, возникновения

Слайд 23Гиперактивные дети
Краткая психологическая характеристика:
- очень быстрые, энергичные, активные;
импульсивны, порой несдержанны;
склонны

пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
сниженная учебная мотивация.
Основные трудности:
- «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
Гиперактивные детиКраткая психологическая характеристика:-  очень быстрые, энергичные, активные;импульсивны, порой несдержанны;склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя

Слайд 24Гиперактивные дети
Стратегии поддержки:
необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки,

самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со
всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Гиперактивные детиСтратегии поддержки:необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;необходимо создать

Слайд 25Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
они с трудом переключаются с одного задания на

другое;
им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;
если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Основные трудности:
-необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
-актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Застревающие детиКраткая психологическая характеристика:они с трудом переключаются с одного задания на другое;им требуется длительный ориентировочный период при

Слайд 26Стратегии поддержки:
Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое

для каждого задания
Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене

Застревающие дети

Стратегии поддержки:Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого заданияМожно заранее определить, сколько

Слайд 27Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая

(тактильная)
Основные трудности:
ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки:
-аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями(например, подвигать ногами под столом)
Аудиалы и кинестетикиКраткая психологическая характеристика:основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная)Основные трудности:ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму.

Слайд 28Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика:
богатое воображение;
хорошо развитое образное мышление;
прекрасно воспринимают метафоры, образы,

сравнения.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
-затруднения при необходимости четко логически мыслить;
-трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
-деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Правополушарные детиКраткая психологическая характеристика:богатое воображение;хорошо развитое образное мышление;прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:-затруднения

Слайд 29Правополушарные дети
Стратегии поддержки:
-необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы,

метафоры, рисунки;
-возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.
Правополушарные детиСтратегии поддержки:-необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;-возможно, им стоит начинать именно

Слайд 30Выводы:

Выводы:

Слайд 31Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть