Слайд 1Особенности профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ (УО)
Подготовила: Педагог-психолог МБОУ «Средняя
школа № 4» г. Ачинска Луцкая С.А.
Слайд 2Основные понятия
У́мственная отста́лость — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо
неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологиейголовного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
Слайд 3Следует обратить внимание в профориентационной работе с УО
У обучающихся с УО
значительно затруднена социальная адаптация, из-за нарушений психических процессов:
Слайд 4Особенности развития ЗУНов
Эмиль Крепелин отмечал, что
«их умение больше, чем знание»
Исходя из
существующих особенностей развития детей с УО, наибольший упор в их образовании и профориентации следует делать на их первичную социальную адаптацию, а именно:
развитие навыков самообслуживания;
развитие аффективно-волевой сферы;
развитие трудовых навыков.
Слайд 5Навыки самообслуживания
За развитие этих навыков отвечает:
Семья как первичный социальный институт;
Образовательная программа
начальной школы и подготовительной группы ДОУ (сведения об окружающей среде, уроки безопасности);
Воспитательная деятельность ДОУ и учителя начальной школы (приучение к чистоте, аккуратности через повторение).
Слайд 6Аффективно-волевая сфера
Детям с УО чаще всего недостает навыков:
Коммуникации: умение договариваться, выслушать
другого, проявить уважение;
Релаксации: сложности в учебе, органические особенности психики провоцируют тревогу и напряжение, которое нужно регулярно снимать во избежание нервных срывов, стрессов, нервного истощения или вспышек агрессии;
Самоконтроля: низкая выносливость, концентрация произвольного внимания, неустойчивая мотивация.
Слайд 7Особенности развития аффективно-волевой сферы
За развитие эмоционально-волевой сферы у детей с УО
отвечают:
Семья: воспитание, близкое общение, внимание к настроению и поведению;
Классный руководитель: классные часы, наблюдение за психологическим климатом в классе, изменениями состояния ребенка;
Педагог-психолог: индивидуальные, групповые и подгрупповые диагностики (адаптация, агрессия, тревожность, когнитивные способности), коррекционно-развивающие занятия (упор в работе с УО делается на аффективно-волевую сферу и общую осведомленность);
Социальный педагог и другие социальные службы: мониторинг семей и социальных условий проживания детей с УО;
Специалисты в области медицины: педиатр, психиатр, невролог, невропатолог;
Логопед: в случае, если имеются речевые нарушения. При развитии речи также развивается аффективно-волевая сфера.
Слайд 8Трудовые навыки
В профориентационной работе после развития первоначальной основы и единовременно с
ним, навыков самообслуживания и эмоционально-волевой сферы, в силу вступает развитие трудовых навыков (ремесел, швейного дела, строительства, поварского и парикмахерского искусства) в несколько этапов:
Общее развитие трудовых навыков;
Определение склонностей: что больше всего нравится делать ребенку, что лучше получается, что дольше всего он может делать (с учетом особенностей здоровья и физиологических особеннностей ребёнка);
Определение детей в профильные классы в средней школе.
Слайд 9Ответственные за развитие трудовых навыков
1. Семья
2. Работа в ДОУ: Воспитатель;
Педагог-психолог.
3. Школа:
Классный
руководитель (ведение тетради наблюдения (склонности, интересы, поведение, какие кружки посещает, сведения о семье), классные часы, тематические занятия в АОП);
Педагог-психолог (диагностика интересов и способностей);
Педагоги: ИЗО, декоративно-прикладного искусства, технологии, физкультуры, музыки.
4. Сотрудничество с организациями дополнительного образования
5. Сотрудничество с СУЗами
6. Участие в конкурсах и мероприятиях школьного и межшкольного уровня.
Слайд 10Что такое профильное обучение?
Современные государственные требования к образованию по отношению к
детям ОВЗ с УО предъявляет четкие требования, а именно:
объединение детей с УО, начиная с 5-го класса, в отдельные профильные классы, в соответствии со склонностями детей к определенному мастерству: строительство (каменщик, штукатур-маляр), кройка и шитье, повар (помощник повара). Для каждого класса должна быть организованная специальная образовательная среда, в соответствии с требованиями ФГОС,АООП и СанПин. Это определенные учебники, оборудования и материалы для мастерских, а также педагоги, имеющие специализацию в области коррекционной педагогике и специализацию обучения в рамках данного профиля. В дальнейшем, в ходе сотрудничества с СУЗами, дети определяются на соответствующий факультет в порядке рекомендации.
Слайд 11Сложности профильного обучения
Финансовые затруднения, распределение бюджетных средств (организация образовательной среды, недостаток
методического материала) – ответственные: администрация школы, ДОУ, города, управление образованием города и др. органы местного и государственного управления в сфере образования;
Недостаток педагогических кадров – ответственные: администрация школы, ДОУ, города (пути решения: предоставление целевых мест, стимулов);
Сотрудничество с родителями – ответственные: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог и др. социальные службы. Трудности: родители не согласны с определением профиля, хотят другую специальность по завершению профиля, асоциальные, дисфункциональные семьи;
Медицинская помощь: В некоторых случаях, дети ОВЗ, помимо интеллектуальных нарушений также могут иметь иные осложнения, мешающе социальной адаптации: нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, психики.
Слайд 12Профориентация в психологии
Пряжников Н. С. На это счет разработал категориально-понятийно аппарат
профориентации, основываясь на учении Е.А Климова, и выделяет в профориетации такие поднаправления:
профинформация
профагитация
профпросвещение
профдиагностика (профотбор, профподбор)
профконсультация
Слайд 13«Профориентация подразумевает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, спектр
мер по оказанию поддержки в выборе профессии, в который входят и профконсультация как индивидуально ориентированная поддержка в профессиональном самоопределении.
И профориентация и профконсультация по своей сути ни что иное, как “ориентирование” ученика школы (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше сопоставимо с “самоориентированием” учащегося, который в данном случае сам выступает в роли субъекта самоопределения.»
Пряжников Н. С.
Слайд 14Но понятие «самоопределение» более подходящее к детям, чья актуальная зона развития
совпадает с возрастной нормой, и не ранее, чем в подростковом и юношеском возрасте (8-11 классы).
В случае профориентационной работы с детьми с УО, будущая профессия определяется образовательной средой в сотрудничестве с семьей и социальными службами на протяжении всего образовательного маршрута ребенка. И на первом месте стоит наблюдательнось и своевременное реагирование педагогического коллектива, сотрудничество и слаженная работа с семьей, социальными службами, с дошкольными, общеобразовательными, среднеспециальными учреждениями и с учреждениями дополнительного образования, а также между собой. Разрозненная работа, непостоянство образовательного маршрута не дадут достаточных результатов.