Слайд 1ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.
МК(С)КОУ Большекрутовская школа
– интернат VIII вида
2014г.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
исследования эмоционального выгорания у представителей профессии педагога обусловливается ее высокой социальной
значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания — психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.
Слайд 3Цель заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания у педагогов,
возможность его коррекции и профилактики.
Объектом является синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Слайд 4Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах
осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы.
СЭВ возможно диагностировать на разных стадиях.
Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия СЭВ.
Слайд 5МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической литературы с целью
обобщения отечественного и зарубежного опыта);
метод наблюдения и беседы с коллективом;
эмпирические методы (анкетирование, тестирование);
методы обработки данных;
методы знаково-символического представления результатов (графики, таблицы, диаграммы).
Слайд 6МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
1. Явились основные положения теорий, которые были разработаны зарубежными
учеными: Кондо К, Фрейденбергер Дж., Селье Г., Маслач К.
2. В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком эмоциональному выгоранию, можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями.
3. В середине 90-х годов ХХ века эмоциональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии Т.В. Форманюк, Г.А. Зарипова, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, О.В. Крапивина, М.В. Агапова, Т.В. Большакова.
4. Разработкой методик для диагностики данной проблемы занимались следующие психологи - Бойко В. В., Селье Г., Тащева А. И.
Слайд 7Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное
и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Слайд 8ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»
- объективные факторы (организационные и ролевые)
– порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией;
- субъективные факторы – особенности личности.
Слайд 9Эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому
часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Слайд 10ИССЛЕДОВАНИЕ
В нем принял участие педагогический коллектив, состоящий из 28 педагогов и
воспитателей различного возраста и с разным стажем профессиональной деятельности.
Испытуемыми стал педагогический коллектив, состоящий из 28 педагогов и воспитателей с разной длительностью профессиональной деятельности.
Из них: 13 учителей-предметников, 3 учителей начальных классов,8 воспитателей, 1 социальный педагог,1 педагог-психолог, 1 логопед, 1 вожатая.
У всех испытуемых возраст от 23 до 62 лет. Средний возраст 44,3 лет.
Имеют образование: 61% высшее, 39% среднее специальное.
Слайд 11 На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.
На
втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.
На третьем этапе проведен анализ исследования и сделаны выводы
Слайд 12МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Анкетирование – с его помощью была получена
социально-демографическая информация об испытуемых.
2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение)
Слайд 13ДИАГРАММА УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СЭВ ПО ФАЗАМ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ИСПЫТУЕМЫХ
Слайд 14Всю выборку можно разделить на три группы по критерию
сформированности фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
В первую группу вошло 12 педагогов, что составляет 43 %;
во вторую группу 8 человек, что составляет 28,5 %;
в третью группу 8 человек, что составляет 28,5 %.
Слайд 15ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ФАЗАМ У ПЕДАГОГОВ С
РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ.
Слайд 16
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ФАЗ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У
ВЫБРАННОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТ ПРОХОДИЛА В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
Набор педагогов в тренинговую группу
Составление программы по тренингу личностного роста педагогов
Проведение тренинга
Диагностика уровня эмоционального выгорания по методике Бойко (повторная)
Сравнение результатов первичной и вторичной диагностики
Слайд 17За основу для своей программы личностного роста педагогов я взяла программу
составленную педагогами-психологами Аврамовой Наталией Анатольевной, Павловой Надеждой Владимировной.
Слайд 18Набор группы осуществлялся по желанию педагогов, но основным критерием отбора стал
высокий показатель степени выраженности последней фазы синдрома эмоционального выгорания – истощения.
В состав группы вошли 12 человек.
Слайд 19СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ БОЙКО ДО И ПОСЛЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА