Слайд 1Личностный рост учителя – цель и результат педагогического процесса в условиях
введения ФГОС
Матвеева Е.Ю.
учитель русского языка и литературы, руководитель МО гуманитарного цикла
Слайд 2Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в
жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В. Путин
Слайд 3Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога,
уровня его компетентности. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.
Слайд 4Педагогическое мастерство
Умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в
их диалектической взаимосвязи и единстве;
Умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;
Умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;
Умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;
Умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;
Слайд 5Педагогическое мастерство
Умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета;
Умение
грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;
Умение в совершенстве владеть своим «орудием» труда- речью, словом;
Умение критически мыслить и иметь чёткую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;
Умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.
Слайд 6Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без
решения проблемы профессионального роста педагога.
Слайд 7 Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет
предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.
Слайд 8Способствующие личностному росту педагога.
Определяющие профессиональный рост педагога.
В чем заключается суть процесса
самообразования?
Все источники знаний делятся на:
Слайд 9Личностный рост
Интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и
индивидуальности работника.
Слайд 10профессиональное развитие
Рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых
качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.
Слайд 11Единство профессионального и личностного компонентов
Профессиональное совершенствование
Развитие личности
Профессионально- значимые личностные качества
Слайд 12Развитие профессионально значимых личностных качеств можно считать главным условием формирования профессиональной
компетентности.
Слайд 13Функции учителя
Эмоциональная поддержка ;
Исследовательская;
Фасилитаторская;
Экспертная.
Слайд 14Учитель как собеседник
(функция эмоциональной поддержки)
Слайд 15Компоненты эмоциональной поддержки
Эмпатия (понимание чувств учеников), уважение их;
Искренность (открытое проявление учителем
своих чувств);
Конкретность коммуникации (избегание обобщённых высказываний);
Слайд 16Уровни эмпирического понимания
учитель игнорирует эмоциональные проявления ученика, вызывая в нём чувство
обиды и даже враждебности;
учитель реагирует на эмоциональные проявления ученика, но это реакция не на подлинные чувства ученика, а на чувства, которые сам учитель неверно приписывает ученику;
учитель реагирует с достаточно точным пониманием чувств ученика, лежащих на поверхности, но не реагирует или интерпретирует неправильно более глубокие чувства ученика;
учитель реагирует не на поверхностное проявление чувств ученика, а на его скрытые, глубинные чувства. Помогая тем самым ученику разобраться в самом себе.
Слайд 18Аспекты исследовательской активности
В компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и
решение конкретных практических задач в контексте реальности;
Использование психодиагностических методов и процедур;
Осуществление учителем в учебном процессе развивающих технологий личностного роста
Слайд 19Учитель как человек, создающий условия для учения
(фасилитаторская функция)
Слайд 20 Учитель должен не столько передавать знания, сколько создавать ребёнку условия для
самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом учитель фасилитатор- это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
Слайд 22 Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности ученика в учителе, обладающем
глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками. Учитель должен быть настолько компетентен в области знаний, чтобы он мог свободно владеть материалом без специальной подготовки.
Слайд 23 Личность учителя многогранна и разнообразна. Но какие характеристики личности учителя являются
наиболее значимыми не для ученика вообще, а для ученика нашей школы? Мы попытались определить наиболее значимые для наших учащихся и учителей черты учителя- профессионала (результаты анкетирования)
Слайд 24Результаты анкетирования учащихся 10 класса
15- знает свой предмет и умеет сделать
его доступным (13);
6- склонен к юмору, доброй шутке (10);
9- терпелив и терпим (9);
12- признает свои ошибки (8)
7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (6);
8- проявляет тактичность, корректность по отношению к другим (6);
10 – умеет уважать чужое мнение (6);
11 – способен понимать и чувствовать другого человека (6);
16 0 объективно оценивает знания учеников (6).
Слайд 25Результаты анкетирования учащихся 9 класса
1- личное обаяние (внимательное отношение к окружающим)
(8);
6- склонен к юмору, доброй шутке (8);
9 – терпелив и терпим (8);
10 – умеет уважать чужое мнение (8);
3 – проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета (7);
15- знает свой предмет и умеет сделать его доступным (7);
7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (6);
16 – объективно оценивает знания учеников (6).
Слайд 26Результаты анкетирования учащихся 8 класса
15 – знает свой предмет и умеет
сделать его доступным (13);
9 – терпелив и терпим (10);
1- личное обаяние (9);
6- склонен к юмору, доброй шутке (9);
10 – умеет уважать чужое мнение (9);
16- Объективно оценивает знания учеников (8).
Слайд 27Результаты анкетирования учащихся 5 класса
6 – склонен к юмору, доброй шутке
(12);
7 – умеет заметить и поддержать успех учеников (9);
11 - способен понимать и чувствовать другого человека (9);
2 - использует интересную информацию на и вне урока (7);
15 – знает свой предмет и умеет сделать его доступным (7).
Никто из учеников 5 класса не отметил данные пунктов 8 и 13.
Слайд 28Результаты анкетирования учителей
15- знает свой предмет и умеет сделать его доступным
(9);
7- умеет заметить и поддержать любой успех ученика (9);
16 – объективно оценивает знания учеников (9);
12- Признаёт свои ошибки (7);
14 – поддерживает дисциплину (8);
1 – личное обаяние (внимательное отношение к окружающим) (6);
8- проявляет тактичность, корректность по отношению к другим (6).
Слайд 29Направления самообразования учителя
профессиональное (теория преподавания предмета);
психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
методическое (педагогические
технологии, формы, методы и приемы обучения);
информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);
Слайд 30Самообразование учителей нашего мо
посещение уроков и участие в обмене опытом;
периодический
самоанализ профессиональной деятельности (в т.ч. Публикация статей в интернете);
постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии (курсы, в том числе дистанционные);
повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;
Слайд 31Результаты самообразования
повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения
учащихся;
разработка новых форм, методов, приемов обучения;
выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
разработка и проведение открытых уроков;
создание комплектов педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой теме.