Слайд 1
Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Слайд 2Одна из основных целей среднего (полного) общего образования в соответствии с
ФГОС состоит в формировании
устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию
Умение учиться:
- способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- совокупность универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
- способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?) и способы ее преодоления (Как узнать?)
Слайд 3В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Слайд 4Проблемы
Как обучать через деятельность?
Как формировать, развивать и диагностировать УУД?
Какие применять
приемы и технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, освоение метода познания до уровня постановки цели исследования)?
Как реализовать метапредметный подход?
Слайд 5«Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1)
познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Главной целью обучения младших школьников является формирование элементарных навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет). В средней и старшей школе эта деятельность развивается как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, в которой результатом является авторская работа.
Слайд 6
Само-оценка
Структура учебной деятельности
За
трудне
ние
Слайд 7
Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
Освоение деятельности и усвоение обеспечивающих ее
знаний будет успешным, если обучаемый последовательно пройдет 5 этапов:
Слайд 8
Педагогическое проектирование урока заключается в разработке системы взаимодействия учителя и обучающихся,
направленной на освоение учебного материала в деятельностной форме в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Этапы:
моделирование (мысленное определение основных параметров);
собственно проектирование (определение целей, задач, объема содержания, форм, методов, приемов деятельности, оборудования);
конструирование (итоговое текстовое оформление, дидактическое обеспечение)
Слайд 9Уроки деятельностной направленности
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся
способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок обобщения и систематизации.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 10Структура урока открытия новых знаний
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)
Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)
Реализация построенного проекта (5-8 мин.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)
Слайд 11Базовая модель системно-деятельностного урока (открытия нового знания)
Мотивация (осознанное вхождение учащегося в
деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»;
самоопределение (Л); смыслообразование (Л);– целеполагание (Р);).
Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие – фиксация затруднения – причина затруднения – цель деятельности; – анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);)
Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон:описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р);
познавательная инициатива (Р);)
Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)
Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)
Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П, Р)
Слайд 12Алгоритм проектирования урока ОНЗ
1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут
проектировать учащиеся.
2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке.
3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.
4. Смоделировать задание для пробного действия.
5. Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.
6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.
7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.
8. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта).
Слайд 13
9. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
10. Подобрать задания
для актуализации знаний и способы их повторения.
11. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
12. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы.
13. Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки.
14. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа
15. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
16. Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы.
Слайд 14Структура урока рефлексии
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и
пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Слайд 15 Структура урока развивающего контроля
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап
актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
Слайд 16Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам
/ Под редакцией Л.Г. Петерсон. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2010.
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д., 2006.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: "Эгвес", 2004.
Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007
Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.
Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006.
Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4.
Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
Материалы сайта http://www.standart.edu.ru/.