Презентация, доклад на тему Причины возникновения и профилактика девиантного поведения несовершеннолетних

Содержание

Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным произведением, которое создает любой человек за свою жизнь, является сама жизнь. «Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием

Слайд 1Причины возникновения и профилактика девиантного поведения несовершеннолетних


Педагог-психолог Корнева Т.А.
11.01.2016 г.

Причины возникновения и профилактика девиантного поведения несовершеннолетнихПедагог-психолог Корнева Т.А.11.01.2016 г.

Слайд 2Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным

произведением, которое создает любой человек за свою жизнь, является сама жизнь.
«Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого» (К.А.Абульханова–Славская).
Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным произведением, которое создает любой человек за

Слайд 3

Актуальность проблемы
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия.
Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания.
Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
У подростков долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость.(социальный инфантилизм)
И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Так называемый когнитивный диссонанс.
Актуальность проблемыНарушения поведения у подростков стали

Слайд 4Факторы среды, влияющие на возникновение девиантного поведения несовершеннолетних.
усиливающееся расслоение общества как

результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
увеличение количества безнадзорных детей и появление беспризорности как социального явления;
вовлечение детей и подростков во взрослую преступную деятельность, как следствие рост подростковой преступности;
падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности взаимоотношений в семье и школе.
Агрессивность, тревожность подростка может способствовать возникновению девиантных форм поведения, таких как бродяжничество, воровство, отказ от продуктивной социально одобряемой деятельности.
Предпосылками, которые способствуют возникновению девиантного поведения также служат нервно-психические заболевания, диагностируемые у воспитанников врачами-психиатрами.


Факторы среды, влияющие на возникновение девиантного поведения несовершеннолетних.усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое

Слайд 5 «Трудный» подросток - кто он такой?
Активный дезорганизатор и хулиган,

лишенный способностей и интереса к учебе, к тому же наделенный беспробудной ленью.
Или это способный, но неразвитый подросток, не нашедший себя, здоровый, полноценный ребёнок, но не воспитанный и не обученный.
Кто он такой, «трудный»? Откуда он взялся? И как с ним быть? Как с ним вести себя, как работать? Можно ли из него сделать человека или следует срочно освободить от него классный коллектив, школу, чтобы он не мешал работать и не портил других детей. И еще десятки и сотни вопросов, которые ставят эти дети перед обществом.
Педагоги, психологи, медики давно уже обратили внимание на то, что многие трудные дети неадекватны в своем поведении, реакциях на воздействия окружающей среды (чрезмерно вспыльчивы, грубы, резки, легко возбудимы, либо наоборот - угнетаемы, тормозимы, слезливы и т.д.)
«Трудный» подросток - кто он такой? Активный дезорганизатор и хулиган, лишенный способностей и интереса к учебе,

Слайд 6Педагогически трудный ребенок труден не только для педагога, родителей; его трудность

– источник и причина постоянных отрицательных переживаний для него самого.
Систематические неприятности в школе и «семье» треплют и расшатывают и без того ослабленную нервную систему и неустойчивую психику этих детей.
Истоки отклоняющегося поведения находятся в семье, в сфере отношений ребенка с родителями, мать-алкоголичка, отец-наркоман или рецидивист.
Дети уже своим рождением в этих семьях отнесены судьбой к самым тяжелым «группам риска» - их шанс стать преступниками в 3 раза выше, чем у детей из нормальных семей.
К «группе» риска относятся и дети из неполных семей. У них перспектива попасть в преступную среду в 1,5 раза реальнее, чем для счастливчиков, живущих с обоими родителями.
Педагогически трудный ребенок труден не только для педагога, родителей; его трудность – источник и причина постоянных отрицательных

Слайд 7 К трудным относятся дети, которые:


- не умеют сострадать другому человеку,

не способны поставить себя на его место;
не умеют, не любят трудиться; осложненный вариант, если они к тому же имеют высокие претензии к уровню жизни. Такие личности предпочитают добиваться своих целей, обычно весьма примитивных, чужими руками; претендуют в преступных группировках на роль лидеров, трусливы и несамостоятельны, не обладают чувством собственного достоинства;
эмоционально не развиты, не умеют преданно любить и глубоко страдать;
не в состоянии разумно оценивать последствия своих поступков, заглянуть хотя бы на шаг вперед;
К трудным относятся дети, которые: - не умеют сострадать другому человеку, не способны поставить себя на

Слайд 8К трудным относятся дети, которые:
не имеют духовных и культурных интересов, все

их потребности сосредоточены вокруг элементарного: вкусно поесть, посмотреть телевизор, купить красивую одежду, встретиться с друзьями.
завистливые, не способные радоваться чужому успеху и благополучию;
ущербные, имеющие физический или иной изъян, или просто какую-то особенность, отличающую их от других, дети, которые «не как все». Физическая ущербность, не компенсируемая обаянием и глубиной личности, в состоянии превратить человека в неврастеника, сжигаемого комплексом неполноценности.
получившие родовые травмы, родившиеся с мозговыми патологиями;
недоразвитые, с дефектами психики;
имеющие физические недостатки или уродства
К трудным относятся дети, которые: не имеют духовных и культурных интересов, все их потребности сосредоточены вокруг элементарного:

Слайд 9Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для

ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в

Слайд 10Понятие девиантного поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от

принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Понятие девиантного поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной

Слайд 11Понятие девиантного поведения
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических

и нравственных норм , либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны учителей, воспитателей и внимании сверстников.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Понятие девиантного поведенияВ психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм , либо как

Слайд 12Понятие «социальная норма»
Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера,

предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров.
Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.
Понятие «социальная норма»Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или

Слайд 13Социальные отклонения

1) культурные и психические,
2) индивидуальные и групповые,
3) первичные

и вторичные,
4) культурно одобряемые,
5) культурно осуждаемые
Социальные отклонения 1) культурные и психические, 2) индивидуальные и групповые, 3) первичные и вторичные, 4) культурно одобряемые,

Слайд 14Виды социальных отклонений.
1. Культурные и психические отклонения. Это отклонения данной социальной

общности от:
а) норм культуры (область изучения в педагогике, социологии, культурологии и др.);
б) психические отклонения от норм в личностной организации - это психозы, неврозы, параноидальные состояния и т. д. (область изучения в психологии, психиатрии, педагогики и др.).
2. Индивидуальные и групповые отклонения. Семья является субкультурой, формирующей, с точки зрения ее принципов, нормальное поведение. Ребёнок может отвергать принятые нормы, а отсюда возникает девиантное поведение.Отклонение от норм в рамках одной субкультуры мы будем называть индивидуальным
Виды социальных отклонений.1. Культурные и психические отклонения. Это отклонения данной социальной общности от:а) норм культуры (область изучения

Слайд 15Первичное и отклонение
3. Первичное отклонение. Понятие выдвинуто для анализа становления личности

«законченного девианта» А.Беккером.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в данном обществе. Его действия имеют незначительные отклонения, и в целом терпимы. В данном случае он не квалифицируется обществом как девиант и не считает себя таковым. Действия его укладываются в рамки принятой роли, что расценивается обществом как маленькая шалость, ошибка.
Часто этим людям навешивается ярлык девианта: «вор» и многие другие. Индивид теряет связь с обществом, постепенно уходит в себя, порой ещё больше ожесточается на всех, вступает в противостояние с обществом, т.к. он теряет своё место в нём. Часто он попадает под влияние субкультуры преступной группы или группы индивидов с отклоняющимся поведением.

Первичное и отклонение3. Первичное отклонение. Понятие выдвинуто для анализа становления личности «законченного девианта» А.Беккером.Под первичным отклонением подразумевается

Слайд 16Вторичное отклонение
Вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь индивида. Создаются благоприятные условия

для повторения акта отклоняющегося поведения, а отсюда, как правило, у таких людей наблюдается постоянное нарушение нормы, принятой обществом, т.е. девиантность в поведении.
Вторичным отклонением считается такое отклонение от существующих в группе норм, которое социально считается девиантным, а индивид является девиантом. Примером такого отклонения может быть разбойное нападение.


Вторичное отклонениеВторичное отклонение может перевернуть всю жизнь индивида. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения, а

Слайд 17 Культурно одобряемые отклонения.
Культурно одобряемые отклонения. Отклонение поведения всегда оценивается

с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Оценка заключается в том, что одни отклонения считаются одобряемыми, другие - осуждаемыми. Оценка зависит от тех критериев, которые берутся в основу, а отсюда различные подходы в оценке поступков
Когда общество или субкультура даёт свои оценки поступкам, естественно берётся для рассмотрения, если это возможно, и причина такого поведения.
Например: монах, совершающий свои странствия в одной субкультуре, воспринимается как святой, в другой - как бездельник, или музыканты в группе одними воспринимаются как таланты, другие же считают, что люди занимаются несерьёзным делом, а отсюда разное отношение к ним.
Культурно одобряемые отклонения. Культурно одобряемые отклонения. Отклонение поведения всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в

Слайд 18 Культурно осуждаемые отклонения
Культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и законов

в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. Девиантное поведение - это такое поведение, которое не согласуется с нормами, принятыми в обществе, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако нормы со временем меняются, один и тот же поступок может считаться и девиантным и не девиантным, т.к. норма в субкультуре может представлять собой отклонение для общества в целом.

Культурно осуждаемые отклоненияКультурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и

Слайд 19Биологическая теория девиантного поведения
Сторонниками биологического направления были Шелдон, Кречмер, Ломброзо. Они

связывали криминальное поведение человека или склонность его к отклоняющемуся поведению с набором определённых физических черт: строение лица, конфигурация тела, предполагали, что люди с определённой физической конституцией склонны совершать социальные действия, осуждаемые обществом. Практика показывает несостоятельность этой теории, хотя пре­ступники чаще бывают мезоморфного типа (мускулисты, атлетичны).


Биологическая теория девиантного поведенияСторонниками биологического направления были Шелдон, Кречмер, Ломброзо. Они связывали криминальное поведение человека или склонность

Слайд 20Психологическая теория девиантного поведения
Психологическое направление. Одним из сторонников данного направления является

3. Фрейд, который разработал свою теорию личности. Личность, по Фрейду, состоит из трёх компонентов: Оно (область бессознательного, первобытного), Эго (своего рода фильтр на границы бессознательного), Супер-эго (активное сознание). Если бессознательное разрушает защиту «Я», «Супер-Эго», то происходит отклонение от норм, так как бессознательное «не знает» культурных норм. Акцент во всех теориях психологического направления ставится на личностные факторы, особенно на неправильную социализацию в детстве.
В настоящее время большинство психологов признают, что с помощью анализа одной какой-то психологической черты, нельзя объяснить сущность девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания нескольких психологических и социальных факторов.

Психологическая теория девиантного поведенияПсихологическое направление. Одним из сторонников данного направления является 3. Фрейд, который разработал свою теорию

Слайд 21 Социологические теории девиантного поведения
Социологические теории или концепции подходят к

объяснению девиации, учитывая при этом социальные и культурные факторы, влияющие на человека, становление его личности в процессе развития.
Впервые социальное объяснение девиантности предложил Дюркгейм в теории аномии (от греч. аномос - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией Дюркгейм понимал такое состояние общества, при котором отсутствует чёткая, непротиворечивая регуляция его членов, т.е. возникает своего рода противоречие, когда старые нормы и ценности, принятые культурой, уже не соответствуют реальным отношениям, новые ещё не утвердились в жизни людей. Личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, нет никакой надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Основная мысль данной теории состоит в том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения.

Социологические теории девиантного поведения Социологические теории или концепции подходят к объяснению девиации, учитывая при этом социальные

Слайд 22Стадии развития процесса девиации
Так, по Н. Смелзеру, данный процесс имеет следующие

стадии развития:
1) создание норм;
2) определение сущности норм, их формальность;
3) совершение девиантного поступка;
4) признание поступка девиантным;
5) стигматизация или социальное клеймение;
6) признание человека девиантом;
7) процесс вживания человека в образ девианта;
8) коллективные формы девиации.

Стадии развития процесса девиацииТак, по Н. Смелзеру, данный процесс имеет следующие стадии развития:   1) создание

Слайд 23Типизация отклонений
- по ориентированности:
экстравертированное, направленное во вне, например, различные

преступления, ссоры, конфликты и др. и
интровертированное - направленное во внутрь, на самого себя, например, алкоголизм, самоубийство;
- по элементам его внутренней структуры (половозрастные характеристики, принадлежность к той или иной группе и др.);
- по масштабности (индивидуальные и массовые).
Таким образом новейшие теории делают акцент на том, что следует исправлять общественные процессы, поскольку причины девиации кроются в самом обществе, в его характере.

Типизация отклонений - по ориентированности: экстравертированное, направленное во вне, например, различные преступления, ссоры, конфликты и др. иинтровертированное

Слайд 24Компоненты девиации


Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
человека, которому свойственно некоторое

поведение;
норму или ожидание, являющееся критерием для оценки поведения как девиантного;
группу или организацию, реагирующую на данное поведение

Компоненты девиацииН. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:человека, которому свойственно некоторое поведение;норму или ожидание, являющееся критерием для

Слайд 25Типы девиантного поведения
Т. Шибутани выделяет три типа:
конформное поведение (приспособление

к требованиям),
импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля)
, компульсивное (принудительное) поведение.
В. В. Ковалев выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:
антидисциплинарный;
антисоциальный;
делинквентный (противоправный);
аутоагрессивный.

Типы девиантного поведения Т. Шибутани выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном

Слайд 26Крайние формы девиантного поведения
В социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения,

в том числе
наркомания,
алкоголизм,
проституция,
самоубийства,
преступность и другие.
И. С. Кон, анализируя проблемы девиантного поведения подростков и молодежи, рассматривает такие его основные виды,как:
злоупотребление алкоголем,
употребление наркотиков,
агрессивное и суицидальное поведение,
противоправное поведение.
Крайние формы девиантного поведенияВ социологии выделяется ряд крайних форм девиантного поведения, в том числе наркомания, алкоголизм, проституция,

Слайд 27Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков.
Психологические факторы, в которые

включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
Эгоистическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков.  Психологические факторы, в которые включают наличие у ребенка психопатологии

Слайд 28 Социально-экономические факторы
факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и

бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, моральных, нравственных, а с другой стороны, нейтральное отношение общества к проявлениям девиантного поведения.

Социально-экономические факторыфакторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение

Слайд 29Социально-педагогические факторы

факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в

основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей приводящие к отклонениям в социализации ребенка, стойкой школьной неуспеваемости ребенка. Такие дети, как правило, из малообеспеченных, неполных семей. Неблагополучие семей является важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка.
Выделяют определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений вседозволенность со стороны родителей, и утверждение в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, а для общества совершенно другие;
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминалом.

Социально-педагогические факторыфакторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные

Слайд 30Из таких семей, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически

выталкивающих своих детей на улицу, «пополняются ряды беспризорников»
72,3% беспризорников из семей, где один из родителей употребляет алкоголь или наркотики;
24,1% - где один из родителей находился в местах лишения свободы;
20,6% - где есть тяжелобольные;
18,1% - где один или оба родителя лишены родительских
Из таких семей, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, «пополняются

Слайд 31 Биологические факторы
Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических

особенностей организма ребенка, затрудняющих его адаптацию. То есть те факторы, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской.
К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения телесные пороки, повреждения нервной системы;
психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуации, химического состава окружающей среды;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Биологические факторыБиологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его адаптацию.

Слайд 32Отклоняющееся поведение подростков различается своей направленностью:
а) корыстная направленность (поступки, связанные со стремлением

получить материальную выгоду, например, воровство, спекуляция);
б) агрессивная ориентация, проявляется в действиях, направленных против другой личности (различного рода хулиганство, оскорбления, драки, а также более тяжкие преступления, как изнасилование, убийство);
в) социально - пассивные отклонения, выражаются в стремлении уйти от активной общественной жизни, нежелание решать как личные, так и общественные проблемы (бродяжничество, уклонение от учёбы, употребление алкоголя, наркотиков, которые позволяют уйти от реальной жизни в мир иллюзий, крайнее проявление - суицидальные попытки, самоубийство).
Таким образом, девиантное поведение подростка может быть направлено как на общество (вовне), так и на себя (вовнутрь), а также может отличаться от незначительных норм.
Отклоняющееся поведение подростков различается своей направленностью: а)	корыстная направленность (поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду, например, воровство,

Слайд 33Виды профилактики
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление,

а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Профилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Виды профилактикиПервичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности

Слайд 34Формы и методы профилактики
Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы

используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Активное специальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых социальных тренингов.

Формы и методы профилактики	Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося

Слайд 35Формы предупреждения девиаций

Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о

детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на работу с замещающей семьей или конкретной личностью
Формы предупреждения девиаций Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на

Слайд 36Формы и методы работы с подростками
1. Информирование. Это наиболее привычный метод профилактической

работы с подростками в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
2. Организация здорового образа жизни. Направленное формирование образовательной среды в сочетании с привитием здорового образа жизни, исходящим из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
3. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (экскурсии), испытание себя (спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Формы и методы работы с подростками 1.	Информирование. Это наиболее привычный метод профилактической работы с подростками в форме

Слайд 37Социально-психолого-педагогические методики и технологии:


Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В

ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.


В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных

Социально-психолого-педагогические методики и технологии: Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на

Слайд 38Тренинг формирования жизненных навыков
Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные

умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.


Тренинг формирования жизненных навыков Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение

Слайд 39Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения
Основан на представлении, что девиантное поведение

непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения  Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями.

Слайд 40Информирование

Это наиболее привычное направление профилактической работы с подростками в форме лекций,

бесед, распространения специальной литературы или видео и телефильмов.

Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Информирование Это наиболее привычное направление профилактической работы с подростками в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или

Слайд 41Организация деятельности альтернативной девиантному поведению
Эта форма работы связана с представлениями о

заместительном эффекте девиантного поведения.
Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду.
Альтернативными формами активности признаны: познание (экскурсии), испытание себя (спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная

Организация деятельности альтернативной девиантному поведениюЭта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция

Слайд 42Тренинг резистентности (устойчивочсти к негативному социальному влиянию
В ходе тренинга изменяются установки

на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг резистентности (устойчивочсти к негативному социальному влияниюВ ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания

Слайд 43Активизация личностных ресурсов


Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в

группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Активизация личностных ресурсовАктивные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия

Слайд 44Организация здорового образа жизни

Форма исходит из представлений о личной ответственности за

здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Организация здорового образа жизниФорма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и

Слайд 45Минимизация негативных последствий девиантного поведения


Данная форма работы используется в случаях уже

сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий

Минимизация негативных последствий девиантного поведенияДанная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на

Слайд 46
Таким образом, влияя на эмоциональнуо- волевую, рациональную стороны духовного мира подростка,

нужно помнить, что основа его положительных черт – это правильно сформированное мировоззрение.
Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах.
Молодой человек, освоивший эти нормы, сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступить рамок, установленных общественными нормами.
Таким образом, влияя на эмоциональнуо- волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных

Слайд 47Проблема отклоняющегося поведения в настоящее время не может быть полностью решена,

требуются дополнительные междисциплинарные исследования механизмов и условий проявления девиантного поведения, закономерности нарушения социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося влияния современного общества и информационных технологий.
Важно создание новых методов и модернизации существующей работы с девиантами. Следовательно, изучение организации социально- медико- психолого –педагогической работы с подростками с девиантным поведением требует дальнейшей разработки.
Проблема отклоняющегося поведения в настоящее время не может быть полностью решена, требуются дополнительные междисциплинарные исследования механизмов и

Слайд 48В чем же конкретно проявляется эта трудность социализации подростка с девиацией?
Прежде

всего, она проявляется в искажениях различных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной, поведении и т.д. Те внешние воздействующие факторы (окружающая обстановка, ситуация, требования, просьбы и т. п.), которые вызывают у подавляющей массы детей адекватные реакции (действия, поступки), у «трудных» детей вызывают искаженные реакции или вовсе не вызывают никаких.Это объясняется неполнотой, искаженностью, несовершенством опыта (знаний, умений, навыков), неумением владеть ими.
Неполноценный самоконтроль, слабость или неправильность критической самооценки результатов деятельности порождает у них неправильное отношение к её оценке учителями, воситателями. В итоге справедливые низкие оценки кажутся им несправедливыми, несоответствующими их возможностям, силам и способностям, принижающими их.
Всё это в совокупности способствует расхождению самооценок и объективных оценок, возникновению противоречий, порождает конфликтные отношения и ситуации, является одной из причин возникновения смысловых и эмоциональных барьеров между «трудными» детьми и их окружением.

В чем же конкретно проявляется эта трудность социализации подростка с девиацией? Прежде всего, она проявляется в искажениях

Слайд 49Социально-психологический портрет подростка с девиантным поведением
«Трудный» ребенок занимает открытую

оппозицию, собирает вокруг себя группу сочувствующих, дурно влияет на сверстников, открыто нарушает дисциплину, игнорирует требования семьи и школы, ведёт себя вызывающе, совершает правонарушения.
Каждый «трудный» подросток - индивидуальность, но индивидуальность искажённая, в которой на первый план выступают отрицательные и слабые черты и качества личности.
Нередко правильно понять его, установить с ним контакт мешают его неприятные манеры, колючие черты характера, выступающие на первый план (резкость, грубость, категоричность в оценках, непримиримость и др.).
Но за внешней грубостью, резкостью, ложью, разболтанностью и неспособностью, нередко, кроются доброта, чуткость, внимательность, активность, живой интерес ко всему окружающему, отличные задатки и возможности, не пробужденные к жизни и неразвитые.
Социально-психологический портрет подростка с девиантным поведением «Трудный» ребенок занимает открытую оппозицию, собирает вокруг себя группу сочувствующих, дурно

Слайд 50Психологический портрет воспитанника детского дома
Дети, попадающие в дома ребенка, в детские

дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Диагноз "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом.



Психологический портрет воспитанника детского домаДети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют

Слайд 51 Отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов, влияющие на

девиации

в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии .
У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно

Отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов, влияющие на девиациив эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального

Слайд 52Профессионализм педагога в работе с трудными детьми
Эти дети нуждаются в особом

гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
Основным инструментом помогающего взрослого здесь, по определению О.С. Газмана является педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой учёный рассматривает особую деятельность педагога, направленную на "процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Профессионализм педагога в работе с трудными детьмиЭти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку

Слайд 53Для минимизации проблем социализации «трудного» подростка и прерывания деструктивных процессов в

развитии необходимы также реабилитационные и коррекционные программы, восстанавливающие и одновременно формирующие его социальную и личностную идентичность
Для минимизации проблем социализации «трудного» подростка и прерывания деструктивных процессов в развитии необходимы также реабилитационные и коррекционные

Слайд 54Опыт проведения коррекционно-развивающей работы среди подростков, склонных к девиантному поведению
С целью

решения задач профилактики и коррекции проявлений девиантного поведения у подростков – воспитанников Азаровского детского дома я разработала программу коррекционно-развивающей работы «Думая о будущем».
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками с девиантным поведением, испытывающими тревожность в обучении и общении, страх по отношению прошлому и будущему.
Данная программа не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности подростка в целом. Программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и воспитателей.
В структурную основу программы заложены следующие принципы:
1.комплексный подход, учитывающий профилактический аспект терапии. (Прихожан А. М.)
2.учет особенностей детско-подростковых групп, где основной формой занятий является игровая психокоррекция (Варга А. Я.)
3.использование метода логотерапии и релаксации в коррекции состояния тревожности и формировании позитивной Я-концепции.

Опыт проведения коррекционно-развивающей работы среди подростков, склонных к девиантному поведению С целью решения задач профилактики и коррекции

Слайд 55Современные психолого-педагогические методики и технологии

Логотерапия – восстановление или приобретение человеком потерянной

духовности свободы и ответственности, исходя из известной позиции А.Эйнштейна, выраженной в следующих словах: "Человек, считающий свою жизнь бессмысленной не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден к жизни". Логотерапия относится к гуманистическому направления психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-либо причин смысла жизни.
Основу логотерапии составляют три основных принципа:
Жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл. 
Каждому человеку свойственно стремление к смыслу, это стремление является основной мотивирующей силой. 
Каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл.

Современные психолого-педагогические методики и технологии Логотерапия – восстановление или приобретение человеком потерянной духовности свободы и ответственности, исходя

Слайд 56 Логотерапия с подростками
Этапы реализации лого

терапии.
1 Занятия проводятся в форме индивидуальных консультаций.
2. Индивидуальные консультации проводятся до полного исчезновения симптома тревожности.
Цель:
1.Помочь подростку из детского дома жить в состоянии внутреннего согласия с собственной жизнью.
2.Формирование уверенности в себе, позитивного образа « Я» в прошлом, настоящем, будущем, фундаментальной мотивации.
3.Определение ценности, как категории: ценности переживания, ценности позиции, творческих ценностей.
Метод и его применение:
1.Направляется высказываниями подростка и является не объясняющим, а понимающим.
2.Он диалогичен, так, как приводит подростка к взаимодействию с его миром.
Логотерапия с подростками Этапы реализации лого терапии.1 Занятия проводятся в форме индивидуальных

Слайд 57Релаксация для подростков .

Метод релаксации, при котором мышечное расслабление позволяет привести

в равновесие напряженное сознание. Это отличная профилактика стресса, делающая любого практически неуязвимым для неврозов и депрессии.
Цель:
 снижение психоэмоционального напряжения, тревожности
 обучение приемам эмоциональной само регуляции и релаксации
 обучение позитивному мышлению
 повышение стрессоустойчивости за счет эмоциональной уравновешенности
 улучшение общего самочувствия (нормализация сна, повышение общего тонуса, улучшение настроения и пр.)
 повышение уверенности в себе и своих возможностях.


Релаксация для подростков .Метод релаксации, при котором мышечное расслабление позволяет привести в равновесие напряженное сознание. Это отличная

Слайд 58 Тренинг с подростками
Структура тренинга
Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем

его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в тесте Э.Шострома (POI), построенному на базе концепции А. Маслоу и теории психологического восприятия времени названная отношением со временем.
Характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся личности.
Кризис идентичности – это нормативный кризис 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе.

Тренинг с подросткамиСтруктура тренингаОтношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая

Слайд 59Цели тренинга
Установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями

подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни).
Преодоление страха перед целеполаганием у подростков, имеющих травмирующий опыт неудач и выбирающих психологическую защиту по типу «не очень-то и хотелось».
Принятие себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем.
Усвоение эффективные модели поведения Другого
Возможность почувствовать ответственность за свои выборы,
Вырабатка индивидуальной стратегия преодоления трудностей и достижения успеха.
Цели тренингаУстановление соответствия между целями на будущее и  реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье

Слайд 60 Задачи тренинга

установление

соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье, (о полноценной радостной жизни). Этот этап может быть назван «Мечты»
Научить подростков рациональному использованию времени.
Научить сопротивляться спешности.
Привить ценность собственной обязательности, как критерия надежности в отношениях с людьми.
Формировать уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к будущему, которое будет восприниматься как естественное продолжение настоящего и прошлого

Задачи тренинга установление соответствия между целями на будущее и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть