Карянова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
2015г.
Казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение, Орловской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«Здоровьесберегающие технологии
в начальной школе».
Слайд 2
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В.Сухомлинский
Здоровье человека зависит :
на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на 10% - от возможностей медицины.
Слайд 3 Что делает уроки
здоровьесберегающими?
«… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.»
здоровье:
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье:
здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
положительные отрицательные
Факторы, влияющие на здоровье
детей на уроках
Использование ЗСТ на уроках
Слайд 8 Положительные:
-Использование нетрадиционных приёмов
и методов;
-Создание комфортной среды на занятии;
-Организация физкультурно- оздоровительной работы;
-Использование на занятии методов и приёмов, ведущих к сохранению здоровья.
Слайд 9 Отрицательные:
-Нарушение
САНПИНА;
-Слабое материальное обеспечение;
-Некомфортная среда на занятии;
-Недостаточная сформированность у детей потребности в самооздоровлении.
Слайд 10 Санитарно-гигиенические нормы к занятиям.
Температурный режим;
Физико-химические свойства воздуха (необходимость
проветривания);
Освещение;
Составление расписания с учётом трудности занятий;
Предупреждение утомления и переутомления;
Чередование видов деятельности;
Своевременное и качественное проведение физкультминуток; Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
Соответствие классной мебели росту школьника.
Слайд 11Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.
Слайд 12Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры.
Слайд 13
Пальчиковые игры могут помочь:
Подготовить руку к письму;
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать работу мозга;
Научиться управлять своим телом.
Слайд 15 Зарядка для глаз
Я здоровье сберегу
Сам себе
Слайд 16 Зрительная гимнастика помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Тренировать
вестибулярный аппарат;
Развить зрительную координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развить зоркость и внимательность;
Улучшить зрение.
Слайд 18 Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
«Кран, откройся!» -
правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Слайд 20 Точечный массаж помогает:
Проводить профилактику простудных заболеваний;
Закаливание
детей;
Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Слайд 22В классе размещены разнообразные задания для зрительного поиска. В ответ
на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость.
Слайд 23 Физкультурные минутки помогают:
Снятие усталости, напряжения;
Ослабить утомление на уроке;
Проводить профилактику нарушения осанки;
Поддержание работоспособности, активного внимания;
Слайд 24 Релаксация на уроках.
Помогает снять стресс;
Расслабление мышц;
Снятие усталости;
Восстановление работоспособности.
Слайд 25 Дыхательная гимнастика.
Укрепление дыхательной мускулатуры;
Уменьшение заболеваний
дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Слайд 26Принципы технологии
Пуговичный тренажёр – коврик из мягкой ткани 40 х 40
см. с нашитыми пуговицами в произвольном порядке для коррекционной работы над осанкой, упражняющий в правильной постановке стоп при ходьбе, укрепляющий мышцы и связки стопы с целью предупреждения развития плоскостопия, помогающих массажу стопы под действием раздражителей, действующих на рефлекторные точки стопы, которые в свою очередь, действуют на организм в целом.
Вывод
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».
Слайд 28
Используемая литература
1. Белякова Л.Н., Гончарова
Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушением речи.– М., 2004.
2. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999.
4. Ресурсы Интернета.