Слайд 1
ЗАИКАНИЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28»
Подготовила: Горелова
Юлия Юрьевна учитель-логопед
Слайд 2Заикание (логоневроз) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата
( являются основным симптомом заикания).
Судороги мышц речевого аппарата различают по локализации, типу и силе выраженности. В заикании определяется также форма и тип течения.
Типы речевых судорог
Речевые судороги: тонические (насильственное резкое повышение тонуса мышц, захватывающее несколько групп (языка, щёк, губ, рот при этом приоткрыт, проявляется или длительная пауза в речи,или напряжённая и протяжная вокализация ), клонические (характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом повторяются отдельные звуки или слоги.), смешанные.
По локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные.
По тяжести проявления: лёгкой, средней и тяжёлой степени проявления.
Типы течения заикания: стационарный (постоянный), волнообразный, рецидивирующий, прогрессирующий тип.
Клинические формы заикания: невротическое и неврозоподобное заикание.
Причины заикания:
1.Определённый возраст ребёнка.
2. Состояние центральной нервной системы.
3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.
4. Особенности мозга.
5. Наличие психической тформирования функциональной асимметрии равматизации.
6. Генетический фактор.
7. Половой деформизм.
Слайд 5
Определённый возраст ребёнка По данным многочисленных наблюдений, в подавляющем
числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет.
Состояние центральной нервной системы Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей не обнаруживается.
Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.
Большое значение в появлении заикания может изменить темп речевого развития. Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.
Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.
Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи.
Наличие психической травматизации. Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания.
Генетический фактор Комплексное исследование патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания, проведённое под руководством Шкловского В.М., показало, что предпосылками возникновения этой речевой патологии является наследственная дефицитарность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, которая развивается вследствие осложнений при родах.
Половой деформизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее.
Слайд 6
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки
заикания:
если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) , если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
Слайд 7
Логопедическое обследование заикающихся
* Выяснение анкетных данных
* Выяснение анамнеза
(наследственность, беременность и роды у матери, раннее развитие ребенка, предполагаемая причина заикания, предпринятые меры, их результат, условия жизни в семье, отношение взрослых к ребенку)
* Исследование всех видов речи, начиная с самостоятельной, для выяснения тяжести и характера речевых судорог и других внешне заметных симптомов заикания
* Выяснение косвенным путем наличия у заикающихся звукофобий и других психических симптомов заикания
* Исследование состояния звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи
* Исследование письменной речи (у школьников)
* Выяснение возможных других нарушений (типа расстройства голоса, ускоренного темпа речи и пр.)
Слайд 8
Комплексный подход в коррекции заикания
Лечебно- оздоровительные
Коррекционно – педагогическое
мероприятия воздействие
Мед. препараты Логопедические
занятия
Лечебные
процедуры Логоритмика
ЛФК
Психотерапия Воспитательные
мероприятия
Слайд 9
Периоды логопедической работы
с заикающимися
Подготовительный
Тренировочный Закрепительный
Создание щадящего
режима; Воспитание навыков Автоматизация
свободной речи и приобретённых
Подготовка ребёнка правильного поведения ребёнком навыков
к занятиям (режим в разных формах речи речи в разных
молчания, и разных речевых видах речевой
шёпотная речь); ситуациях деятельности
Показ образцов
правильной речи;
Слайд 10
Основными элементами речевого
обучения заикающихся является:
постановка дыхания, голоса, темпа речи,
воспитание координации общих и мелких движений и воспитание характера.
Все упражнения прорабатываются в форме игры. Они имеют огромное значение для заикающихся: подавляют чувство страха перед звуками собственного голоса.
Слайд 11
Формирование фонационного (речевого) дыхания Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается
от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи.
Регуляция эмоционального и мышечного состояния Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением.
Тренировка речевых мышцы Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Работа над плавностью речи. Развитие интонационных характеристик речи . Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи.
Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы).
Слайд 12
Логопедические занятия включают в себя:
Речевые зарядки.
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Массаж (самомассаж)
Психогимнастика.
Невербальный тренинг, «язык тела».
Логоритмика.
Чтение стихов.
Чтение текстов.
Пересказ с метрономом.
Речевые импровизации.
Ролевой тренинг.
Слайд 13
Структура логопедического занятия с заикающимися
Логопедическое занятие
Слайд 14Методики логопедических занятий с заикающимися
Слайд 16Вывод
Выбор методики коррекционного воздействия зависит от индивидуальных особенностей и проявлений
дефекта заикающегося. Эффективность коррекции заикания зависит от комплексности воздействия на дефект. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем большую эффективность она приносит.