Слайд 1История развития музыкальной терапии
Выполнила: Толмачева Дарьяна
Слайд 2Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но
ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений в психоэмоциональном состоянии у детей.
Слайд 3Использование музыкотерапии с лечебными целями имеет тысячелетнюю историю. Многочисленные исторические описания благотворного влияния
музыки свидетельствуют о больших возможностях музыкального воздействия.
Слайд 4При траурных церемониях исполняли плачевные песни, дабы возникшую скорбь превратить в
нечто «чуждое» для переживающей личности
Слайд 5Делили музыку на «музыку вселенной», «инструментальную музыку» и «musica humana» -
музыку, звучащую в человеке. В частности, Герофилос (300 г до н.э.) ввел представление о музыке в пульсе, подобно ритму. Есть такой термин в медицине – «аускультация», то есть выслушивание шумов, пульса и т.п.
Слайд 6начал применять музыккотерапию для лечения психических заболеваний
Слайд 7Только в XVII – XVIII веках учение о лечебном использовании музыки
(ятромузыка) стало развиваться далее. Кирхером (1684) была предложена механическая теория, объяснявшая лечебное воздействие музыки физическими и химическими процессами, происходящими в организме при ее воздействии.
Слайд 8Известный психиатр Эскироль считал, что музыка действует на психически больных успокаивающим
образом.
Слайд 9Пинель не исключал возможность
«… критического прекращения заболевания в результате могущественного
влияния музыки и упражнения тела».
Слайд 10Музыкотерапия как средство «психического отвлечения» широко использовалась в психиатрических больницах отечественными учеными
С.С.
Корсаков
П.А. Чаруковский
Слайд 11Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека.
Бине, Картье
(1896), Менц (1895) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации.
Слайд 12Было обнаружено усиливающее воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости
от высоты, силы тембра и звука
И.М. Догель, 1888
Слайд 13В опытах И.Р. Тарханова (1893) частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась
в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Слайд 14Большее физиологическое влияние на кардиоваскулярную систему оказывали минорные тональности, диссонансы, низкие
тона, в некоторых случаях – высокие звучания. Дальнейшие исследования лишь подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания
Слайд 15Общий результат исследований: сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыкотерапию, когда она доставляет
удовольствие и создает приятное настроение;
в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
Слайд 16В Российских исследованиях по музыкотерапии (В.Г.Бехтерев, Б.В.Асафьев, Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин, В.С.Шушарджан) выделяют
следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека:
Слайд 17Регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
Катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального
состояния;
Усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
Облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;
Коррекция коммуникативной функции;
Активизация творческого проявления
Слайд 18В настоящее время в клинических исследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при
лечении больных с различными заболеваниями. Так, в университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта. Оказывается, что это приводит к значительным улучшению состояния и быстрейшему выздоровлению.
Слайд 19Изучая влияние музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом, выявили, что
определенным образом подобранные музыкальные произведения снимают предэкзаменационный стресс.
Слайд 20В работе с ПТСР тоже можно использовать музыкотерапию, что с успехом делали
в США после второй мировой войны. Однако, не всегда музыка в поскатастрофный период во благо. Бывает, что любая музыка, даже изоморфная (то есть подобная по эмоции), вызывает раздражение, особенно в фазе острого горя.
Слайд 21Установлено, что локализация активации в полушарии при прослушивании музыкальных произведений зависит
от музыкальной грамотности слушателя. Более образованные, в музыкальном отношении, испытуемые, использовавшие аналитическую стратегию и умеющие обнаружить сходство и различие звуков в аккордах показывают большее потребление глюкозы левым полушарием.
Слайд 22У лиц, не имеющих музыкального образования, применение музыкотерапии усиливало метаболическую активацию, особенно в
теменных и затылочно-височных областях правого полушария. Это подтверждено также исследованием, проведенным А.Р. Лурией и соавторами (1968) на восприятие известных музыкальных произведений музыкантами и людьми, не имеющими музыкального образования.
Слайд 23Музыкотерапия
– это метод, который основан на чувственном, эмоциональном восприятии музыки. Музыка
может оказывать различные эффекты, в зависимости от мелодии, ритмической основы и исполнения, к примеру, снять психическое напряжение, успокоиться или наоборот взбудоражить, возбудить. Детям и родителям музыкотерапия поможет справиться с преодолением поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а так же поможет справиться с возрастными кризисами
Слайд 24Современный грамотный подход к музыкотерапии - детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер
применения музыкального материала с целью помочь человеку. Основная сфера применения музыкотерапии – коррекция эмоциональных отклонений, страхов, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Слайд 25Так же следует помнить о том, что каждый человек индивидуален, уникален
и в связи с этим у него будет собственная реакция на музыку.
Слайд 26В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы:
медицинское
направление
включает музыкотерапию как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма и музыкотерапию в психиатрии и психоневрологии.
психологическое направление
включает функциональную музыку, т. е. использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике и музыку в практической психологии и доклинической психотерапии, в том числе, "музыкальная психотерапия", "музыкальная психокоррекция", "музыкальные тренинги творческого самовыражения", тренинги обретения "природного голоса", танце-двигательные тренинги.
Слайд 27Цель музыкальной терапии:
способствовать гармоническому развитию ребенка (Ван де Волт, Барон),
стимулировать
возникновение интереса к жизни (Дебора Лаймен, Девид Хассей, Сара Лейнг),
повышать желание двигаться самостоятельно с хорошей координацией (Гертруда Орф, Жаки Робартс),
спровоцировать потребность и желание использовать голос для создания спонтанной вербальной речи (Мэри М Раиней Пери, Бельтрами и Мондонико),
разбудить потенциальные ресурсы и жизненные силы даже в самых серьезных случаях (Русселл Е. Хиллиард, Мелина Робертс).