Слайд 2
Буллинг – социальное явление, которое определяется как:
- притеснение, дискриминация, травля;
- длительный
процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку или другим детям (Дэвид Лейн и Эндрю Миллер).
Слайд 3Почему возникает травля?
Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо
осознать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это возраст предподростковый, но сейчас всё сдвигается к 8-9 годам. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы, то травля не нужна. В современной школе этого нет совсем. Всё автоматизировано: пришли-отучились-разошлись. А оно надо. И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться против кого-то.
Слайд 4Чем больше ребёнок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки
окружающих, тем более вероятно, что он будет участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то.
Слайд 5О проблеме буллинга
- Подвержены и страдают дети и педагоги (не по
своей вине)
- Жертвой систематической травли, преследований, психологических издевательств (намеренных оскорблений, недопустимого поведения), запугивания, размещения порочащий информации в сети. МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК.
- Стабильный рост фактов школьного буллинга в последние 3 года.
- В последние 3 года буллинг – причина 70% детских суицидов.
- Действия буллеров всегда скрытые и жертвы агрессоров крайне редко рассказывают, не обращаются за помощью (создаётся иллюзия благополучия, что этого явления нет).
- Дети-агрессоры получают удовольствие от того, что делают, никогда не останавливаются на достигнутом, поведение переходит в криминальную форму.
- Школа несёт ответственность за отсутствие раннего выявления, замалчивание фактов, оставление в опасности (в случае обращений и жалоб).
Слайд 7Физический
Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством
Слайд 8Поведенческий
Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в
невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради)
Слайд 9Вербальная агрессия
Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях
Слайд 10Кибербуллинг
Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле
при помощи социальных сетей или послание оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Слайд 11Факторы, способствующие буллингу
в школе.
- отсутствие контроля за поведением на переменах;
- позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников;
- равнодушие как установка педагогов.
Слайд 12Психологический портрет участников буллинга в школе
Принимают активное участие в буллинге всегда
три группы детей:
- жертва
- агрессор
- и наблюдатели
Слайд 13Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие:
Физические недостатки;
Особенности поведения;
Особенности внешности;
Плохие
социальные навыки;
Страх перед школой;
Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
Болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.
Слайд 14Последствия травли в школе
- Возникновение у ребёнка устойчивых отрицательных переживаний;
- Исчезновение
уверенности в себе;
- Уменьшение способности и желания учиться;
- Поиски внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением;
- Ложь;
- Воровство;
- Суицид.
Слайд 16Исследователи (Д.Олвеус, 1991) описывают следующие признаки, которые позволяют предположить, что ребёнок
подвергается травле.
- ребёнок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере;
- ребёнка часто высмеивают;
- ребёнка часто задирают, пинают, толкают;
- ребёнок часто оказывается участником ссор, драк;
- дети берут учебники, деньги, другие вещи ребёнка, выбрасывают их, рвут, портят;
- у ребёнка есть следы – синяки, порезы, царапины, или рваная одежда – которые не объясняются естественным образом;
- ребёнок часто проводит в одиночестве;
- в командных играх дети выбирают его в числе последних;
- производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Слайд 17Методы прекращения буллинга
в школе
Слайд 18Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание.
До 12 лет проблему буллинга
в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников ещё не сформированы моральные принципы, они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
Слайд 19Влияние на агрессора извне.
После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и
их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа сверстников. Поэтому действовать придётся тонко, формируя общественное мнение.
Слайд 20Привлечение авторитетного союзника.
Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или
взрослый, потому что здесь всё зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе всё пролетает мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.
Слайд 21О чём информировать детей
- о том, куда и к кому обращаться,
в случае, если притесняют, оскорбляют в соцсетях, запугивают, вымогают что-либо, обижают физически.
- об ответственности за буллинг (с 14 лет возможна уголовная ответственность).
Слайд 22Профилактика буллинга в школе
«Никогда не сомневайтесь,
что небольшой группе
чутких и преданных
своему
делу людей
по силам изменить мир»
Маргарет Мид
Слайд 23- важно, чтобы в школе были педагоги, которые заинтересованы в том,
чтобы формировать у детей положительные качества;
- начинать профилактику буллинга надо с младших классов: в этот период в классе ещё не сформировалась жёсткая иерархия;
- важно совместно с классом в процессе диалога придумать правила поведения, записать их и повесить в классе, а при необходимости напоминать об их существовании;
- нужно стараться объединить школьников общим делом (конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия)
Слайд 24Литература:
1. Кутузова Д.А. Травля в школе: мифы и реальность
2. Методические рекомендации
для учителей по профилактике школьной травли (буллинга)/АНО «Региональный Центр «ВЕКТОР», - Пермь, 2016 г. – 16 с.
3. Петрановская Л. Травля в школе (pravmir.ru)
4. m.business-gazeta.ru