Презентация, доклад Уходы несовершеннолетних из дома

Содержание

Тема: "Общение родителей с детьми как профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из дома" Социальный педагог МБВСОУ – ВСОШ № 1 г. БелгородаГородова Л.В.

Слайд 1Уходы несовершеннолетних из дома
(рекомендации классным руководителям для проведения родительского собрания)

Уходы  несовершеннолетних из дома(рекомендации классным руководителям для проведения родительского собрания)

Слайд 2 Тема: "Общение родителей с детьми как профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из

дома"

Социальный педагог
МБВСОУ – ВСОШ № 1 г. Белгорода
Городова Л.В.

Тема:

Слайд 3Цель: информирование классных руководителей школы о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к

самовольному уходу, о причинах самовольного ухода из дома с целью оказания педагогам методической помощи для проведения родительского собрания.
Цель:  информирование классных руководителей школы о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных  к самовольному уходу, о причинах

Слайд 4В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из

способов защитного поведения.

Побег из дома —
это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения: прежде всего – глобальная катастрофа в масштабах личности подростка.

Побег —
это событие, изменяющее жизнь.

В современных психологических теориях  побег из дома рассматривается как один  из способов защитного поведения. Побег

Слайд 5Бродяжничество – это вид девиантного поведения, которое является следствием социально-психологической дезадаптации

личности на уровне семьи, школы, группы сверстников в целом и характеризуется систематическими побегами и уходами.
Бродяжничество –  это вид девиантного поведения,  которое является следствием  социально-психологической дезадаптации личности на уровне

Слайд 6Бродяжничество определяется отсутствием ресурсов необходимых для полноценной социализации личности: социально-экономических (материальная

неустроенность и низкий социальный статус семьи) социально-психологических (отсутствие приемлемой социальной роли и полноценного общения в семье, школе, просоциальных группах) личностных (ярко выраженное обладание определенными индивидуально-психологическими качествами, затрудняющими адаптацию)
Бродяжничество определяется отсутствием ресурсов необходимых для полноценной социализации личности:    социально-экономических  (материальная неустроенность и

Слайд 71 этап - начало уходов из дома (часто кратковременный) обычно является

реакцией на внешний раздражитель. Несовершеннолетний уходит из дома во время ссоры родителей или после физического наказания, не идет на занятия в школу, а слоняется по улицам в тот день, когда предстоит урок учителя, с которым установились конфликтные отношения, уходит из школы, где у него не установились товарищеские отношения.

Существует определенная этапность формирования данного процесса:

1 этап - начало уходов из дома  (часто кратковременный) обычно является реакцией на внешний раздражитель. Несовершеннолетний

Слайд 82 этап - фиксированные уходы, мотивы которых не сразу понятны и психологически

не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, плохо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место и т.п). Дети нередко уходят в одни и те же часы, идут по привычному маршруту, отдыхают и ночуют в одних и тех же местах. Часто уходы совершаются бездумно, без какого-либо осознанного плана. Непреодолимого влечения к уходам на этом этапе нет. Многие случайные обстоятельства (приезд родственников, передача нового кинофильма по телевидению, какое-либо школьное событие) могут остановить подростка.
2 этап - фиксированные уходы, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом

Слайд 93 этап - истинно патологический, уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными,

ребенок или подросток не в силах им противостоять. Начало третьего этапа обычно характеризуется нарастанием количества и длительности уходов, большинство из которых носят импульсивный, неконтролируемый характер, склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте.
3 этап - истинно патологический,  уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, ребенок или подросток не в

Слайд 10


Типы первых уходов
Реактивные уходы
Планируемые уходы
Немотивированные уходы



Типы первых уходовРеактивные  уходы  Планируемые  уходы  Немотивированные  уходы

Слайд 11 Реактивные уходы наблюдаются у детей и

подростков имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность. Первые уходы связаны с сильными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия и являются формой проявления реакции протеста либо вызваны страхом наказания и т.п; у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы; у подростков с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы связаны со стремлением освободиться от излишней опеки родителей и учителей, выйти из-под их контроля; у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.
Реактивные уходы наблюдаются  у детей и подростков имеющих в характере

Слайд 12 Планируемые уходы наблюдаются у детей и подростков с

выраженной эмоционально - волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:

- случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.); - телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания; - предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

Планируемые уходы наблюдаются   у детей и подростков с выраженной эмоционально - волевой

Слайд 13 Немотивированные уходы возникают без

понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних: 1вариант обусловлен возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.
Немотивированные уходы возникают       без понятных психологических мотивов.

Слайд 14 2 вариант характеризуется импульсивностью. Стремление к уходу в этом случае

непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте. Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда - то уйти, стесняются этого. Импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.
2 вариант  характеризуется импульсивностью.   Стремление к уходу в этом случае непреодолимо и

Слайд 153 вариант уходы возникают без всякого внешнего повода и в то

же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения,на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.
3 вариант  уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения

Слайд 16 Основными социально-психологическими и индивидуально-психологическими характеристиками подростков - бродяг, совершающих побеги и

уходы, выступают: Дисфункция детско-родительских взаимоотношений. Она отражается на всех сферах коммуникации личности: в неудовлетворенности подростков - бродяг своими социальными контактами. Закрепление инфантильных форм поведения, проявлением которых являются: несформированность эмоционально-волевой регуляции, отсутствие адекватных представлений о себе, заниженный уровень самооценки, отсутствие ориентации на будущее у подростков, совершающих побеги и уходы, способствует ярко выраженная фрустрированная потребность быть любимым и нужным в своей семье. Школьная дезадаптация подростков - бродяг, в первую очередь, связана с потерей социального статуса в кругу сверстников, отставанием в предметных знаниях. Это обусловлено неусидчивостью, эмоционально- волевой незрелостью, а также отсутствием дополнительных социально-психологических ресурсов.
Основными социально-психологическими  и индивидуально-психологическими характеристиками  подростков - бродяг, совершающих побеги и уходы, выступают:

Слайд 17Феномен детей со склонностью к бродяжничеству перерастает в широкомасштабное явление социально –

психологической безнадзорности среди детей и развивающегося на фоне равнодушного, невнимательного отношения окружающим к этим детям. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности , своей ненужности, незащищенности.
Феномен детей со склонностью  к бродяжничеству перерастает  в широкомасштабное явление социально – психологической безнадзорности среди

Слайд 18Родителям необходимо знать, что дети уходят не только из неблагополучных семей.

Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями.
Родителям необходимо знать, что дети уходят  не только из неблагополучных семей.  Семья внешне может быть

Слайд 19

Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Одна из задач развития

детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Причины самовольного ухода подростков из дома:

Профилактические меры: Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

Любопытство, стремление  познать и испытать  как можно больше. Одна из задач развития детского возраста —

Слайд 20Переживание “Драйва”. Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают,

но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры: Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.



Переживание “Драйва”.  Дети любят рисковать.  Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама

Слайд 21

Скука. Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. Её причины: 1. Отсутствие смысла жизни в результате: - полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения; - тяжелых разочарований (например, предательство близких людей); - чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много; - чрезмерной критичности взрослых. 2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей. 3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно. 4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Слайд 22Профилактические меры: Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен

добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.Развивайте в ребёнке творческие способности. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
Профилактические меры: Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать

Слайд 23“Я как мои друзья” Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже

он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры: - Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. - Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. - Развивайте в ребёнке физическую силу. - Развивайте в ребёнке умение общаться.

“Я как мои друзья” Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе,

Слайд 24

Протест против родителей Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению. Профилактические меры: - Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. - Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?» - Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
Протест против

Слайд 25Стремление уйти от осознания несправедливости мира , разочарований (в том числе

в любви), переживания тяжелой уртаты (смерти любимых людей). Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:
- Научите подростка видеть неоднозначность жизни
и социальных явлений.
- Поддержите подростка при переживании им горя,
разочарования в любви.
- Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Как обратиться к психологу?

Стремление уйти от осознания несправедливости мира ,  разочарований (в том числе в любви),  переживания тяжелой

Слайд 26Замкнутый круг 1.Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему

стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними .Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка. 2. Несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Замкнутый круг   1.Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль

Слайд 27Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей

Слайд 28 Чтобы избыжать ненужных конфликов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать

следующие правила: - Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок. - Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков. - Выбирайте наказание, адекватное проступку. - Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики». - Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Чтобы избыжать ненужных конфликов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:  - Не

Слайд 29 Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности

в окружающем мире, контроль, то с подростком родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Три шага, которые можно предпринять в это направлении 1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?» 2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком. Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то с

Слайд 303. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка. Этот

шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований».

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка. Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими

Слайд 31СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть