Слайд 1
« Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями»
Учитель-логопед
Галиахметова А.З.
Слайд 2В качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ можно выделить :
Слайд 3
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ
является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи.
При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:
структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой;
соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Слайд 4В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет
собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Слайд 5Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:
– артикуляционная гимнастика в картинках
(картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др…
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.)
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
– грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Слайд 6В группе для детей с нарушениями речи «Центр речевого развития» включает
обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны:
• Зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов).
• Зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения).
• Зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования).
Слайд 7 На формирование художественного вкуса детей существенное влияние оказывает музыкальное
воспитание. В «Центре искусства (музыкальном)» главным действующим лицом выступает сам ребенок: он может прослушивать понравившиеся ему произведения, играть на музыкальных инструментах, проводить музыкальные занятия со сверстниками или с игрушками.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. «Театральная студия» должна быть в каждой возрастной группе, где дети разыгрывают спектакли, драматизируют сказки, разворачивают режиссерские игры. Этот центр представляет собой сказочный домик (или ширма) с набором кукол – героев сказок. В работе с детьми данный комплекс материалов позволяет использовать приёмы сказкотерапии. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев.
Слайд 8Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по
заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами. С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Слайд 9В центре речевого развития следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и
овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
Слайд 10В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений,
стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Слайд 17РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
ВОСПРИЯТИЯ, ЧУВСТВА ЦВЕТА,
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
И ВРЕМЕНИ
Слайд 18Развитие лексико-грамматической стороны речи
Слайд 23 Выводы :
В коррекционно-развивающей среде в группах необходимо организовать
зонирование пространства, это создаёт все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития.
Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Я считаю, что в группах нашего детского сада коррекционно-
развивающая среда на удовлетворительном уровне.