Слайд 1
Роль семьи и школы в формировании жизненных компетенций
у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учитель начальных классов
ОКОУ «Школа-интернат
для детей с ОВЗ №5» г. Курска
Должикова Нелли Викторовна
Слайд 2Цель - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации в жизни и обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Слайд 4Типы отношения родителей к своему «проблемному» ребёнку:
Стыдятся странностей своего ребенка, излишне
оберегают его.
Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, не удовлетворён собой.
Слайд 5Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых
неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
Типы отношения родителей к своему «проблемному» ребёнку:
Слайд 6Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к
нему каких-либо знаков внимания, любви.
Типы отношения родителей к своему «проблемному» ребёнку:
Слайд 7Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему
миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
Типы отношения родителей к своему «проблемному» ребёнку:
Слайд 8Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на
взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
Типы отношения родителей к своему «проблемному» ребёнку:
Слайд 9Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании я поставила следующие
задачи:
разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей;
пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;
совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Слайд 10Необходимо перестроить взаимодействие с родителями:
Семья должна стать активным участником педагогического процесса,
преобразований, происходящих в школе.
Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.
Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.
Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.
Слайд 12Программа сотрудничества с родителями включает:
Слайд 13Овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни:
Формирование навыков самообслуживания.
Обучение умению принимать
посильное участие в повседневных домашних делах (покупка продуктов, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды и т.д.).
Формирование навыка использования в быту вещей и предметов.
Слайд 14 Овладение навыками коммуникации:
Формирование умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор и т.д.
Формирование навыков альтернативной коммуникации ( использование жестов, мимики, звуков, пиктограмм и др.)
Формирование умения получать информацию от собеседника и уточнять ее.
Обогащение опыта общение, расширение круга общения.
Слайд 15 Осмысление картины мира:
Формирование умения адекватно вести себя в быту с
точки зрения безопасности для себя и для окружающих, сохранять окружающую предметную и природную среду, использовать вещи в соответствии с их функциями.
Формирование умения осваивать места за пределами дома и школы (двор, дача, лес, парк, река и т.д.).
Формирование умения устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (принять душ после прогулки в жаркий летний день, вымыть грязные сапоги после дождя и т.д.).
Формирование умения устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни (посещение магазинов ограничено часами их работы, посещение театра требует определенного вида одежды и т.д.)
Формирование умения передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности.
Слайд 16 Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных
ролей:
Формирование умения вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя и ученики в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, кино и т.д.)
Формирование умения адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы.