Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
В НОРМЕ
Слайд 2Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) происходит
постепенно.
Слайд 3Периоды речевого онтогенеза (по А.А. Леонтьеву)
1-й – подготовительный (с момента рождения
до 1 года);
2-й – преддошкольный (этап первоначального овладения языком) от 1 года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Слайд 5СЛОВАРЬ
Индивидуальное взаимодействие взрослого с ребенком помогает накоплению пассивного словаря, позже
его актуализации.
Контакты могут быть:
эмоциональные;
в ходе совместных действий;
голосовые.
Слайд 6Эмоциональный контакт со взрослым оказывает большое влияние на формирование у детей
зрительно-слуховых связей, что важно на этапе возникновения речи. Аффективное расположение к взрослому усиливает тенденцию детей раннего возраста к подражанию, оказывает стимулирующее влияние на становление вербальной функции (у ребенка появляется желание говорить так, как говорит взрослый).
Слайд 7В ходе совместных действий ребенок научается воспринимать взрослого как сотрудничающего с
ним старшего партнера, особое внимание уделяется манипуляциям с предметом и его названию. К тому же ребенок стремится к одобрению своих собственных действий (закрепляются манипулятивные и артикуляционные движения).
Слайд 8Голосовое взаимодействие – разновидность ситуативно-личностного общения, сводится к обмену информацией об
аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.
Слайд 9В ходе голосового общения
у детей появляются звукокомплексы, которые взрослые сознательно связывают
с предметами или действиями. Позже звукокомплексы начинают употребляться ребенком в качестве первых слов.
Слайд 10Пассивный словарь всегда превышает активный.
Слайд 12Грамматика – раздел языкознания, изучающий закономерности образования и употребления форм слов.
Слайд 13Морфология – раздел грамматики, изучающий части слова и части речи (словообразование
и словоизменение).
Слайд 14Синтаксис – раздел грамматики, изучающий внутреннюю структуру и общие свойства словосочетаний
и предложений.
Слайд 15В детском саду не изучают законы грамматики, ее категории и терминологию.
Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи, в процессе которой формируются грамматические навыки.
Слайд 16Познание отношений и связей окружающей действительности является основой для усвоения грамматического
строя языка.
Слайд 17Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные
выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. Это условно-рефлекторная основа усвоения грамматического строя языка.
Слайд 18Физиологический механизм освоения грамматического строя – это выработка ребенком ДИНАМИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО
СТЕРЕОТИПА.
Динамический стереотип достаточно устойчив (например, если ребенок усвоил падежные окончания, он безошибочно употребляет их в соответствии с общей системой языка).
Слайд 19А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность:
Первым является этап практического овладения грамматическим строем
в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.
На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Слайд 20Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей
ориентировки в звуковой форме слов. По данным А.Н. Гвоздева, дети дошкольного возраста усваивают сначала существительные и глаголы, затем их речь постепенно обогащается наречиями, местоимениями и прилагательными.
Слайд 21А.Н.Гвоздев в своем исследовании формирования грамматического строя русского языка (1949г.) дал
развернутую характеристику процесса становления и развития речи ребенка.
В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет три основных периода.
Слайд 221) Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (до 1 года 10
месяцев).
Характерными особенностями этого периода являются ситуативность и яркая интонационная окраска используемых слов-предложений.
Особо важным моментом первого периода является начало членения слов на морфологические элементы.
Слайд 232) Период усвоения грамматической структуры предложения (с 1г. 10 мес. до
3 лет).
Характерной особенностью второго периода является усвоение ребенком грамматических категорий и практических типов словообразования и словоизменения, появление в речи и усвоение предлогов и союзов.
Слайд 24
А.Н. Гвоздев в этом периоде выделяет три части:
- время формирования
первых форм,
- время использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей слов,
- время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.
Слайд 253) Период усвоения морфологической системы языка (с 3 до 7 лет).
В
этот период происходит практическое усвоение ребенком типов склонения и спряжения.
Морфологические элементы вместо смешения постепенно разграничиваются по отдельным типам спряжения и склонения, усваивается сначала система окончаний, а затем – чередования в основах.
Слайд 26Усвоение дошкольниками морфологических категорий
В первую очередь ребенок усваивает категории
с отчетливо выраженным конкретным значением (например: единственное и множественное число имен существительных, образующееся по аналогии от общей основы и легко воспринимаемое наглядно).
Слайд 27Категории, выражающие отношения, вызывают у ребенка определенные трудности в усвоении и
правильном использовании.
Слайд 28Различение падежных форм начинается с противопоставления именительного падежа винительному и родительному
падежам. Дательный падеж появляется несколько позже. Творительный падеж появляется после 2-х лет и до 6-ти лет остается не вполне усвоенным.
Слайд 29Сложное и длительное усвоение ребенком категории рода (в виду отсутствия у
данной категории отчетливого значения).
Слайд 30Усвоение дошкольниками синтаксиса
Первые детские слова – это одновременно и первые высказывания
ребенка (предложения).
Различают однословные и двусловные высказывания.
Слайд 31Однородными членами предложения дети начинают пользоваться постепенно, сначала однородными подлежащими, сказуемыми,
дополнениями, затем однородными определениями и обстоятельствами (У Тани в коляске лиса и заяц. Он искупался и вышел на берег. У куклы и мишки есть игрушки. У платья отделка – белая и красная полоски. На ней намотаны белые нитки ровными рядами, машиной).
Слайд 32Сначала ребенок начинает употреблять бессоюзное сложное предложение со значением одновременности, последовательности
и противоположности (в 2 года); затем – сложносочиненные предложения с союзами И, ТО, А (2,5 года); позже – сложноподчиненные с ПОТОМУ ЧТО (2 года); ЧТОБЫ (3 года).
Слайд 33К пяти годам ребенок может употреблять предложения из 12-15 слов, но
по сравнению с младшим возрастом количество синтаксических ошибок возрастает, так как ему трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.
Слайд 34Что касается овладения словообразованием, то необходимо отметить, что ребенок прежде всего
овладевает словообразовательными моделями.
Слайд 35В среднем и старшем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову,
его звучанию, создание «собственных» слов – словотворчество: «вертоплан» (вертолет), «насупился» (наелся супа), «рогаются» (бодаются).
Слайд 36Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки
устойчивее, чем морфологические.
Слайд 37Речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования
и воспроизведения образцов их речи, при этом существенную роль играет обобщение языковых и речевых явлений.