Слайд 1Развитие мелкой моторики пальцев рук
Подготовила: Учитель-логопед Коптелова К.А.
МБДОУ детский сад «Теремок»
2016
год
У детей раннего дошкольного возраста
Слайд 2Цель
Вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики
Слайд 3Задачи
Вызвать у детей и родителей позитивное отношение к детскому саду;
Желание заниматься с ребенком.
Развивать у детей ориентировку в пространстве , мелкую моторику рук , упражняться в играх с ребенком .
Закрепить знание знакомых песенок и стихов.
Повысить педагогическую культуру родителей
Познакомить родителей с условиями , влияющими на формирование речи детей;
Слайд 4Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая
моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Что такое мелкая моторика
Слайд 5 Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря
контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Слайд 6Что такое мелкая моторика
Ребенок постоянно изучает , постигает
окружающий мир . Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать , трогать , гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом.
Слайд 7Средства развития мелкой моторики
Крышки
Шнурки
Пластилин
Крупа, бусы, пуговицы
Природный материал
Куклы
Краски
Песок
Прищепки
Слайд 8Способы развития мелкой моторики
Игры с пластилином
Пальчиковая гимнастика
Игры с прищепками
шнуровки
Рисование и раскрашивание
Массаж
кистей рук и пальцев
Пальчиковый театр
Игры с конструкторами и мозаикой
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками
Пескотера-пия
Слайд 9Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Слайд 10Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Кошки-мышки
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Пальчиковые игры
Слайд 11Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать,
угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом
Слайд 12Игры с крупами
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Прячем ручки
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Вкусная кашка
Слайд 13Игры с крупами
Найди игрушку
Игра «Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
«Сухой бассейн» из
гороха и фасоли
Слайд 14Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом
Слайд 15Игры с природным материалом
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в
лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Слайд 16Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная
ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Игры с песком
Слайд 17Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой
для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Слайд 18Игры с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить
занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Слайд 19Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в
композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
Лепка из пластилина, глины и соленого теста
Слайд 22 Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками.
Все они делятся на три вида:
1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
2. Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.
Шнуровки –зачем они?
Слайд 23Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не
обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Слайд 24Рисование, раскрашивание
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности.
Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только творчество, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма
Слайд 25Пальчиковый театр
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и
развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Слайд 27 Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной
гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж ладони
массаж пальцев рук
Слайд 29Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Слайд 31Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
лучше адаптироваться в практической жизни,
научиться понимать многие явления окружающего мира.
Слайд 32Спрашивайте в магазинах
книги и …
DVD «Пальчиковая гимнастика»
DVD «Веселые пальчики» (Е.
Железнова)
DVD«Оригами»
Аудио-CD «Пять поросят», авторы С. и Е. Железновы
Слайд 33PS
игры на кухне
И на кухне найдется дело, полезное для развития пальчиков.
Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.