Слайд 1
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих сложную структуру дефекта, на уроках
изобразительной деятельности.
Автор-составитель:
Кобылина Татьяна Николаевна
Учитель Изобразительного искусства
ГОБОУ ЦИО г. Великий Новгород
Слайд 2
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев...»
В.
А. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность
Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной,
волевой и эмоциональной сфер психики.
У детей с интеллектуальной недостаточность уровень развития моторики часто бывает очень низким. Это обусловлено особенностями их психофизического развития.
Развитие моторики успешно осуществляется в разных видах деятельностм, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Слайд 4Актуальность
Занятия изобразительной деятельностью оказывают коррекционно-развивающее действие на детей с умственной отсталостью:
влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развивает личностные качества (аккуратность, усидчивость).
Развитие навыков мелкой моторики помогают детям самостоятельно обслуживать себя, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Слайд 5Для чего нужно развивать пальчики?
Учеными доказано, что развитие рук находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, СЛУХ, ЗРЕНИЕ.
Слайд 6Уроки ИЗО деятельности
Недостатки в развитии мелкой моторики, нарушении зрительно-двигательной координации и
многие другие проблемы сглаживаются путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразных художественных материалов, смешанных техник.
Слайд 7Приемы и методы работы на уроках
Штриховка
Лабиринты
Обводка плоских фигур (шаблоны, трафареты)
Рисование по
опорным точкам
Дорисовывание второй половины рисунка
Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги
Слайд 8Штриховка
Штриховка — один из самых легких видов деятельности, вводится на подготовительном
этапе. Является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Слайд 9Штриховка
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии
и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в обработке координации движения.
раскрашивание короткими частыми штрихами;
раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
штриховка длинными параллельными отрезками.
Слайд 10
Обводка плоских фигур - развитие координации движений, обводить можно все, дно
стакана или кружки, перевернутое блюдце, формочки, готовые плоские шаблоны и трафареты с различными изображениями
Лабиринты и проводилки — развитие логики, мышления, воображения.
Слайд 12
Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам)
Дорисовывание второй половины рисунка
Слайд 13Рисование с использованием различных предметов
Слайд 15Техники ИЗО деятельности
Рисование пальцами
Монотиия
Кляксография
Рисование губкой, ватными палочками, смятой бумагой
Рисование пенкой, мыльными
Слайд 17
Степень развития мелкой моторики у детей с тяжелой умственной отсталостью поддается
изменению, и для этого требуется длительная систематическая и целенаправленная работа.
Подбор специальных занятий и упражнений должен соответствовать возрастному и психофизическому уровню каждого ребенка.
Подобного рода упражнения на уроках ИЗО вызывают у детей эмоциональный отклик, а также развивается фантазия, абстрактное мышление, мелкая моторика и координация движения рук.