Презентация, доклад Развитие мелкой моторики рук младших школьников посредством пальчиковой гимнастики.

Содержание

Актуальность опытаС учетом постоянного увеличения числа детей, поступающих в начальную школу, с речевыми нарушениями проблема поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей занимает важнейшее место в современной логопедии. Исследователи недоразвитие речи детей тесно связывают с

Слайд 1Развитие мелкой моторики рук младших школьников посредством пальчиковой гимнастики как средство

формирования речевого развития

Опыт
учителя – логопеда
МОУ «Ракитянская средняя школа №1»
Жерновой Натальи Владимировны
2014 г.

Развитие мелкой моторики рук  младших школьников  посредством пальчиковой гимнастики  как средство формирования речевого развития

Слайд 2Актуальность опыта
С учетом постоянного увеличения числа детей, поступающих в начальную школу,

с речевыми нарушениями проблема поиска наиболее эффективных путей обучения данной категории детей занимает важнейшее место в современной логопедии. Исследователи недоразвитие речи детей тесно связывают с несформированностью их мелкой моторики рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
За последние два десятилетия (с 1974 года) снижается уровень развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста, что приводит к трудностям обучения письму .
Одной из задач логопеда является определение путей повышения эффективности работы по формированию мелкой моторики рук младших школьников.
Эту проблему я решаю через включение в традиционную систему коррекционно-развивающей работы в школьном логопедическом пункте работы по использованию пальчикового театра, пальчиковых игр в целях формирования мелкой моторики рук младших школьников




Актуальность опытаС учетом постоянного увеличения числа детей, поступающих в начальную школу, с речевыми нарушениями проблема поиска наиболее

Слайд 3Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в определении путей повышения эффективности работы по

формированию мелкой моторики рук младших школьников через использование пальчикового театра, пальчиковых игр в коррекционно – развивающей деятельности в условиях школьного логопедического пункта.


Новизна опыта

включение в традиционную систему коррекционно-развивающей работы в школьном логопедическом пункте работы по использованию пальчикового театра, пальчиковых игр в целях формирования мелкой моторики рук младших школьников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности работы по формированию мелкой моторики рук младших

Слайд 4Длительность работы над опытом (с сентября 2010 года по апрель 2014 года)
I

этап – начальный- сентябрь 2010 - ноябрь 2010 года - обнаружение проблемы, изучение теоретического и методологического материала, подбор диагностического материала, проведение первичной диагностики.
II этап- основной – ноябрь 2010–февраль 2014 года – организация и проведение коррекционно – развивающей работы с использованием пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук обучающихся с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием и дислексией и дизграфией. Подбор необходимого литературного и фольклорного материала, изготовление оборудования и материалов, включение театрально-игрового материала на развитие мелкой моторики рук в коррекционно-развивающую работу логопеда.
III этап- заключительный – февраль 2014 - апрель 2014 года. В заключительный период производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали об эффективности использования форм работы для развития мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей логопедической работе с младшими школьниками, посещающими школьный логопедический пункт.

Длительность работы над опытом (с сентября 2010 года по апрель 2014 года)I этап – начальный- сентябрь 2010

Слайд 5Коррекционно-развивающая работа в школьном логопедическом пункте
а) усвоение фонематической системы языка:
отработка

гласных и согласных звуков;
дифференциация звуков по их акустическим и артикуляционным признакам;
развитие звукового анализа слова;
развитие фонематического слуха;
развитие дикции;
развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
б) воспитание звуковой культуры речи:
развивать ритмико-мелодическую сторону речи: речевой слух, основные качества голоса, речевое дыхание;
выработка кинетических ощущений.
в) работа над дисграфией, т.е. над нарушением письменной речи.

Коррекционно-развивающая работа в школьном логопедическом пункте а) усвоение фонематической системы языка:отработка гласных и согласных звуков;дифференциация звуков по

Слайд 6Технология опыта
изучить теоретический методический, диагностическийи практический материал по теме опыта.

подобрать необходимый

диагностический материал, провести диагностические мероприятия, проанализировать результаты диагностики.

составить план включения в систему коррекционно – развивающей работы по использованию пальчикового театра для развития мелкой моторики рук обучающихся.

подобрать необходимый литературный и фольклорный материал, включить театрально-игровой материал на развитие мелкой моторики рук в систематическую коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда.

Технология опыта изучить теоретический методический, диагностическийи практический материал по теме опыта.подобрать необходимый диагностический материал, провести диагностические мероприятия,

Слайд 7Использование кинезиологических приёмов для восстановления межполушарного взаимодействия у младших школьников
Кинезиология –

наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.


Кинезиологические методы влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Использование кинезиологических приёмов для восстановления межполушарного взаимодействия у младших школьниковКинезиология – наука о развитии умственных способностей и

Слайд 8Примеры кинезиологических упражнений:

«Кулак- ребро-ладонь»
При положении руки последовательно сменяют друг
друга: сжатая

в кулак – ладонь ребром на плоскости
стола, распрямлённая ладонь.
Выполняем сначала правой рукой, потом – левой,
затем двумя руками вместе.
Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп.
При затруднениях помогаем командами
(«кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Примеры кинезиологических упражнений:«Кулак- ребро-ладонь»При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак – ладонь ребром на

Слайд 9«Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук,

соединяя в кольцо с большим пальцем от указательного до мизинца. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному.
«Колечко»   Поочерёдно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

Слайд 10«Зеркальное рисование»

Берём в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками

зрительно –
симметричные рисунки, буквы.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки,
синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.


«Змейка»

Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок.
Двигаем каждым пальцем точно и чётко, не допуская синкинезий
(содружественных движений).

В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.

«Зеркальное рисование»Берём в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зрительно – симметричные рисунки, буквы.При выполнении

Слайд 11Штриховка

Штриховка

Слайд 14Рисование по клеточкам

Рисование по клеточкам

Слайд 15Пальчиковые шаги

Пальчиковые шаги

Слайд 18Шнуровка

Шнуровка

Слайд 20Использование упражнений при рассказывании сказки
Колобок



Использование упражнений при рассказывании сказки Колобок

Слайд 21Жили-были дед да баба. Просит дед: - Испеки, бабка, колобок. - Из чего печь-то?

Муки нету. - Э-эх , бабка! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Жили-были дед да баба. Просит дед: - Испеки, бабка, колобок. - Из чего печь-то? Муки нету. -

Слайд 22Бабка так и сделала. Испекла колобок и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, со двора за ворота, дальше и дальше.
Бабка так и сделала. Испекла колобок и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился

Слайд 23Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: - Колобок, колобок! Я

тебя съем! - Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,— сказал колобок и запел: Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, От тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только заяц его и видел!
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь

Слайд 24Катится колобок, а навстречу ему волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! -

Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волка, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только волк его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк: - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, серый

Слайд 25Катится колобок, а навстречу ему медведь: - Колобок, колобок! Я тебя съем. -

Где тебе, косолапому, съесть меня! Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От тебя, косолапый, не хитро уйти! И опять укатился; только медведь его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему медведь: - Колобок, колобок! Я тебя съем. - Где тебе, косолапому, съесть

Слайд 26Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты

хорошенький! А колобок запел: Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лиса, и подавно уйду!
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: - Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! А колобок запел: Я

Слайд 27Стара я стала, плохо слышу; сядь-ка мне на носок, да пропой

еще разок, погромче. Колобок вскочил лисе на нос и запел ту же песню. А лиса - ам его! - и скушала.
Стара я стала, плохо слышу; сядь-ка мне на носок, да пропой еще разок, погромче. Колобок вскочил лисе

Слайд 28Пальчиковая гимнастика
Самомассаж с карандашом

Пальчиковая  гимнастикаСамомассаж с карандашом

Слайд 29Самомассаж ладоней и кончиков пальцев
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится

в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев в вертикальное положение.
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.

Самомассаж ладоней и кончиков пальцев Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать

Слайд 30Пружинка
Закрутим винтик
Взять карандаш за один конец и держать в вертикальном положении

тремя пальцами: указательным, средним и большим.
Перетирающими движениями этих пальцев перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца карандаша. Как винтик закручиваем.

Карандаш взять вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Сжимать, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Снова делать пальцами пружинящие движения.
После упражнения встряхнуть их.

ПружинкаЗакрутим винтикВзять карандаш за один конец и держать в вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим.Перетирающими

Слайд 31Спускаемся по лесенке
Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием

большого пальца.
Перехватить карандаш снизу другой рукой.
Продолжать перехваты поочередно обеими руками вверх-вниз. Как спускаемся с лесенки.

Карандаш зажать между указательным и средним пальцами.

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Как будто муравей тащит соломинку.

Муравей

Спускаемся по лесенкеЗажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Перехватить карандаш снизу другой

Слайд 32Крючки
Карандаш в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательным пальцами за

концы и удерживать.
Попеременно отрывая пальцы- «крючки» от карандаша, вновь цеплять его, передвигая пальцы к середине до момента их сближения.
Продолжить движение в обратном направлении, к концам карандаша.

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Попеременно нажимать то указательным, то мизинцем на концы карандаша.

Качели

Крючки Карандаш в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательным пальцами за концы и удерживать. Попеременно отрывая пальцы-

Слайд 33Пропеллер
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так,

чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный – под ней.

Ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь поставить ее ребром, но не касаясь стола.
ПропеллерПоложить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были

Слайд 34Ножка циркуля
Вытянуть одну руку ладонью вниз.

Зажать конец карандаша между указательным

и средним пальцами руки, свободная часть карандаша другим концом опущена вниз.

Совершая плавающие круговые движения карандашом, как ножкой циркуля, чертить в воздухе круги над столом – сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
Ножка циркуля Вытянуть одну руку ладонью вниз.Зажать конец карандаша между указательным и средним пальцами руки, свободная часть

Слайд 35Результативность опыта
Листок бумаги в клеточку, на котором предварительно написаны с левой

стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предложите продолжить этот «узор» до конца строчки.

Баллы
1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки незначительное, не более чем на З0 градусов – 1, значительное – 0.
6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Результативность опыта Листок бумаги в клеточку, на котором предварительно написаны с левой стороны последовательность однотипных графических элементов:

Слайд 36К концу обучения в школьном логопункте детей,
набравших 2-0 баллов не

было,
школьников с высокими 5-6 баллами - пять человек,
что составляет 71,5%.
К концу обучения в школьном логопункте детей, набравших 2-0 баллов не было, школьников с высокими 5-6 баллами

Слайд 37Вывод
Систематический анализ показал, что в результате систематической и планомерной работы по

развитию мелкой моторики рук младших школьников при использование различных видов упражнений:

увеличился объем и темп движений пальцев рук учащихся,
улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук,
дети научились выполнять манипуляции с предметами, правильно держать ручку, карандаш, что помогло им преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма,
улучшился почерк,
уменьшилось количество ошибок, связанных с моторной недостаточностью,
темп письма стал выше,
улучшилась выразительность речи, дикция, сформировался правильный речевой темп.
ВыводСистематический анализ показал, что в результате систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики рук младших школьников

Слайд 38Всё в ваших руках)))))))))))))))

Всё в ваших руках)))))))))))))))

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть