Слайд 1Профессиональный стандарт педагога
Бирюкова А. Е.
учитель физики
Слайд 2
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 18 октября
2013 г. N 544н г. Москва
«Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Слайд 3Многим учителям необходимо пройти курсы повышения квалификации
Введение нового стандарта педагога отложено
на год
Слайд 4Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного
вида профессиональной деятельности.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Слайд 5Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом
образовательного учреждения.
Слайд 6Применение стандарта педагога
При приеме на работу в образовательное учреждение
При проведении аттестации
педагогов
Слайд 7Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в
общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Область применения.
Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.
Слайд 8Содержание профессионального стандарта педагога
Слайд 9Часть первая: обучение
Педагог должен:
Иметь высшее образование.
Демонстрировать знание предмета и программы
обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Слайд 104. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Слайд 11Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как
на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Часть вторая: воспитательная работа
Слайд 124. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно
управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Слайд 136. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным
уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Слайд 148. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая
их.
9. Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Слайд 1510. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу
ребенка .
11. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Слайд 1612. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных
и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
Слайд 1715. Уметь сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных
задач.
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Слайд 18Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для
осуществления развивающей деятельности)
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Слайд 193. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к
взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Слайд 209. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание
общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Слайд 2111. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный
и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Слайд 2213. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение
образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Слайд 2315. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
Слайд 2418. Владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися.
19. Умение
формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Слайд 25Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог
начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
И так далее.
Слайд 26Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы
на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
И так далее.
Слайд 27Профессиональные компетенции педагога основного и среднего общего образования.
Смотри таблицу
Слайд 28Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.
Необходимо учитывать:
реальные учебные возможности,
уровни образования, склонности и способности детей.
Слайд 29 Оценка соответствия требованиям , предъявляемым к педагогу , может быть проведена
посредством внутреннего аудита, включающего, например, анализ планов и отчетов, посещения проводимых им уроков.
Слайд 30 Основные затруднения педагогических работников на этапе введения
ФГОС:
сложившаяся за предыдущие
годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
Слайд 31 отсутствие готовности руководителей образовательного учреждения и
педагогических работников к планированию и
организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
традиционный подход руководителей образовательного учреждения к анализу
урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
Слайд 32 принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов
(личностных, метапредметных и предметных)
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы
начального образования.