Слайд 1Причины трудного поведения
Автор: Кунакова Светлана Степановна
Вахрушевская ООШ
2015г
Слайд 3 Благополучие ребенка зависит
от отношений,
в которых он находится со своим
взрослым
Слайд 4Взрослый это
- защита, забота
- модель поведения
(поведение становится автоматическое)
- с кем ребенок может прожить свои тяжелые чувства – через печаль, слезы
переживание = облегчение, снятие стресса = формируется познавательная активность
Слайд 5Если родителя нет рядом
= смертный ужас - травматизация
нарушения развития личности:
от недоверия, завистливости и критичности до серьезных патологий
торможение интеллекта (познавательная активность )
выбор поведения
Слайд 60-3
Определяет своих и чужих, базовое доверие к миру, программа следования/послушания
«Головокружение от
успехов» Материальный мир освоен
Негативизм «неть», кризис сепарации
Делает не назло, а в рамках своего развития
Способность перехода от фрустрации к мобилизации (до печали и успокоения)
Учится справляться с гневом
Формируются способы поведения
Слайд 7Формируются способы поведения
(ребенок принимает решение; или закрепляется вид поведения)
Впадает в отчаяние
Не
просит помощи
Боится, ждет плохого от взрослого
Плохо с саморегуляцией
Любое внимание (дефицит внимания взрослого)
Борется за власть
Агрессия
Слайд 8«Пружина» поведения ребенка – сильное чувство, которое он испытывает
Он не
может по нашему приказу перестать чувствовать то, что чувствует (страх перед ……...)
Он видит только, что мы им недовольны, и в результате его страх, тоска, отчаяние становятся сильнее. А значит, трудное поведение проявляется еще ярче
Одно из важнейших условий развития – отсутствие тотального стресса, постоянного страха или чувства одиночества
Слайд 9Отделяем проблему от ребенка!
Мы боремся не ПРОТИВ плохо себя ведущего ребенка,
либо проблемного ребенка.
Мы боремся ЗА него и ВМЕСТЕ с ним, помогая ему добиваться своих целей более эффективными способами
Слайд 10Задача по изменению трудного поведения –
это задача
по расширению «арсенала»
обучению ребенка более сложным
более эффективным способам
добиваться своего
Слайд 11Что же делать?
ШАГ 1 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ:
какие проявления конкретно Вы
хотите изменить?
(по-настоящему выводят нас из себя лишь два-три вида поведения, определить области конфликтов («уроки», неусидчивость, капризность…)
иногда одна мелочь может отравить жизнь больше, чем сто серьезных проблем
Слайд 12Шаг 2 точно описать трудное поведение!
(Что происходит?)
На
уроке не работает
( – для всех это разное)
Слайд 13точно описать трудное поведение
Не «он
постоянно дерется», а по пунктам:
как часто
по каким поводам
при каких обстоятельствах
с кем именно
что делает, когда взрослые узнали; как реагирует, когда ругают
пытается ли как-то сам справиться со своим поведением;
считает ли его неправильным; как объясняет причины и т.д. и т.п.
Чем больше «исходных данных», тем легче вам будет выдвинуть предположение о внутренней причине трудного поведения, и тем точнее будут ваши действия по его исправлению
Слайд 14Понимая как устроено
Понимаем что ему
нужно – дать
имеем возможность обучить ребенка более сложным
более эффективным способам
добиваться своего
Слайд 15А МОЖЕТ, НЕ НАДО?
Очень часто неудобное поведение ребенка является просто особенностью
возраста или момента
«Трудное» поведение связано с устойчивыми качествами ребенка, например, с темпераментом
Иногда поведение должен изменить не ребенок, а родители и педагоги
Слайд 16«Я – высказывания»
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего)
Точная вербализация своих
чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы
Слайд 17 Объективно описать события («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»,
«Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).
точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
Объяснить причины этого чувства («Потому что я не люблю…).
Высказать свои пожелания («Мне бы хотелось …», «Ведь я говорю…»,«Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
Слайд 18Родители = союзники
Родителю важно знать, что его ребенок нравится – успокоение,
что его ребенок под защитой – контакт, доверие (у родителя и передается ребенку)
Слайд 19Что помогает
Назвать эмоцию: « Я злюсь или Я вижу, что ты
сейчас злишься…, расстроился и т.д.»
Это дает возможность понять и оценить ребенку свое состояние, понимание, что вы заинтересованы в нем
Это делает эмоцию «легитимной». Да, мы все злимся, когда у нас, что то не получается, нас обижают и т.д. Мы имеем право, это чувствовать. Появляется шанс выразить эмоцию вербально
Позволить выразить злость социально-приемлемым способом: физическая активность, скомкать или порвать бумагу и др