Слайд 1Организация работы по профилактике подросткового суицида
Доклад подготовила педагог-психолог :
Салатикова Г.В.
Слайд 2Большинство самоубийц, как правило,
хотели вовсе не умереть –
а только
достучаться до кого-то,
обратить внимание на свои проблемы,
позвать на помощь…
Слайд 3Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни)
Суицидальное поведение
– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Слайд 47 важных сведений о подростковом суициде
Самоубийство является второй по частоте
причиной смерти в молодости.
Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
Больше всего самоубийств регистрируется весной.
Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.
Слайд 5Динамика развития суицидального поведения
Первая стадия – формирование суицидальных мыслей.
Вторая стадия –
суицидальные замыслы.
Третья стадия – суицидальная попытка.
Слайд 6Типы суицидального поведения:
Демонстративный: разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо
всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих.
Внимание! Демонстративные действия вследствие неосторожности могут обернуться роковыми последствиями.
Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление».
Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».
Слайд 7
Группа риска подростков, склонных к суициду:
Отличники, т. к. к ним все
предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям.
Слайд 8Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше
умереть», или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми
Признаки суицида
Вербальные (речевые) ключи:
Слайд 9Поведенческие ключи:
Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание.
Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
Внешняя удовлетворенность — прилив энергии.
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
Словесные указания или угрозы.
Вспышки гнева у импульсивных подростков.
Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
Бессонница.
Слайд 10 Причины суицидов.
Любое заметное изменение личной
жизни, в любую сторону.
Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
Недавняя перемена места жительства.
Неприятности с законом.
Коммуникативные затруднения.
Социальная изоляция.
Различные душевные болезни (шизофрения эпилепсия)
Несформированное понимание смерти.
Ранняя половая жизнь.
Дисгармония в семье.
Саморазрушаемое поведение.
Реакция протеста.
Депрессия.
Слайд 11Причины подросткового суицида
70% –проблемы в общении с родителями;
15% –проблемы в общении
со сверстниками;
10% –проблемы в учебе;
5% – неудачи в любви или дружбе.
Россия находится на 6 месте по общему
уровню суицидов
Слайд 12 Группа риска.
Предыдущая попытка
суицида.
Суицидальные угрозы.
Аутоагрессия.
Суициды в семье.
Алкоголизм.
Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов.
Аффективные расстройства.
Хронические и смертельные болезни.
Тяжелые утраты.
Семейные проблемы.
Слайд 13Для формирования антисуицидальных установок следует:
- постоянно общаться с
ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
- вселять уверенность в свои силы и возможности;
- внушать оптимизм и надежду;
проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Слайд 14Организация работы по профилактике суицидов в техникуме
1. Повышение групповой сплоченности в техникуме.
Создание
общих техникумовских программ психического здоровья, здоровой среды в техникуме, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Слайд 15 Организация внеклассной воспитательной работы. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы,
что у них есть близкие люди в техникуме, ощущающие себя частью техникума, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Слайд 16Разработка эффективной модели взаимодействия техникума и семьи.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной
помощи и защите.
Сопровождение подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Слайд 17Классные часы, тренинги, стендовая информация.
Слайд 18Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии,
социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
Оказание психолого-педагогической помощи детям попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Слайд 192. Выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей
группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Диагностика суицидального поведения:
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.