Слайд 1Развитие речи:
Грамматический строй языка
Слайд 2Формирование граммматического строя речи осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития
ребенка.
Слайд 3Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи сложен, поскольку связан с аналитико-синтетической
работй коры головного мозга.
Физиологический механизм освоения грамматического строя – это выработка ребенком ДИНАМИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО СТЕРЕОТИПА
Слайд 4Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определнные
выводы,обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Это условно-рефлектовная основа усвоения грамматического строя языка.
Динамический стереотип достаточно устойчив (например, если ребенок усвоил падежные окончания, он безошибочно употребляет их в соответствии с общей системой языка
Слайд 5По данным А.Н. Гвоздева, грамматическим строем языка ребенок овладевает постепенно. Это
объясняется возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка и сложностью грамматической системы русского языка.
К 3 годам ребенок усваивает грамматическую систему языка во всех наиболее типичных проявлениях
Слайд 6 Возрастные особенности овладения грамматическим строем языка
Слайд 7С одного года ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках
предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам.
После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер.
Слайд 81год 3 месяца – ребенок использует лишь отдельные слова в роли
предложений (период однословного предложения)
Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы – это аморфные слова-корни
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу), лепетные слова (ди, моко)
Слайд 9от 1 года 10 месяцев до 3 лет
Это период усвоения
грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных тиров простых и сложных предложений. В пределах этого периода намечаются три стадии:
появление первых форм (1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц); использование флективной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца); усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2,3 года - 3 года).
Слайд 101,5 года
!! К этому времени у ребенка должна появиться
фразовая речь
Слайд 11Первыми формами сущ., которые появляются в речи, являются формы мн. ч.
с окончаниями -и, -ы, "толь - толи" (стол - столы)); В.п. с окончанием -у ("дать куку" - куклу); П.п. с обозначением места и окончанием -е, но без употребления предлогов ("толе" - на столе).
Наиболее распространенными формами глаголов являются повелительное наклонение ("дай", "возьми") и 3 лицо ед. ч. настоящего времени ("тоить"- стоит). Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: "белиль" - белый, "чёняня" - чёрная.
Слайд 12В это время фраза состоит уже из 3-4 слов, она имеет
некоторое грамматическое оформление, так как дети умеют согласовывать сущ. с глаголом ("Катя сидить" - Катя сидит)
Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями. Но их речь еще остается очень несовершенной в силу несформировавшегося звукопроизношения.
Слайд 132,5 – 3 года
Происходит расширение и усложнение структуры предложения до
5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
Слайд 14от 2 лет б месяцев до 3 лет
- этап усвоения служебных
слов.
Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы.
Слайд 15
Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в
употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание -ов (много "платков, ложков, ножов"). "Не замечают" дети и других частных правил: чередования согласных, "беглых" гласных ("пекет" - печет, "пени" - пни, "молотоком" - молотком).
Слайд 16При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и
среднего рода.
Употребляются личные местоимения: я, ты, меня, мне, тебе, тебя, он, она, они, его, ее, их.
К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.
Слайд 173 года
!! У ребенка сформирована грамматическая структура речи в ее типичных
проявлениях
Слайд 183-4 года
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и
сложные предложения.
В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? гда? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.
Слайд 19от 4 до 5 лет жизни.
В его речи преобладают простые
распространенные предложения («Тут сидят Таня и Света),
существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»).
В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
Слайд 20Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по
аналогии с другими
Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
Слайд 215 лет
. Фразовая речь.
Простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
объемом до 10 слов.
Слайд 22Грамматический строй речи.
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные
с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи.
Но увеличивается количество грамматических ошибок (сущ. в Р.п. мн. числа; нарушается структура предложений
Слайд 236 лет
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и
сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).
Слайд 24От 5 до 7
Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их
в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.