Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ,
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа
Хейгетян Г.Е.
учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 с. Чалтырь
Слайд 2 «Добрая школа – это хорошо.
Умная школа - это великолепно.
Но ребенок
должен быть еще и подготовлен к жизни»
Д. Дьюи
Слайд 3Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан
определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности.
Слайд 4Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления
реализации воспитательных задач:
1.Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.
2. Историческое воспитание на основе героической истории России, истории своего края, своего народа, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом.
Слайд 53.Политико-правовое воспитание – осведомленность и ориентация школьников в Конституции РФ, привлечение
к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.
4. Патриотическое воспитание– организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).
Слайд 6Урок на тему: «Человек. Общество. Природа».
На конкретных фактах ученики убедились, что
природа и общество взаимосвязаны, и что каждый гражданин нашей страны должен беречь и охранять природу. Для усиления воспитательных аспектов урока опиралась на личный опыт учеников, на связь изучаемого материала с жизнью.
Слайд 7Классный час « Что такое толерантность и нужна ли она нам?».
Целями этого мероприятия были: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; изучить с учащимися терминологию толерантной личности; развить у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан. Главными задачами этого мероприятия определила:
научить думать о различиях между людьми как о положительном факте;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
Проблемным вопросом стали
слова Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Слайд 8В 10 классе провела урок на тему: «Голосование, выборы, референдум». На
уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоили то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.
Слайд 9Я провела в своем классе классный час на тему: «Патриотизм –
как составляющая гражданской идентичности личности». Поставила такие задачи:
- развитие представлений о патриотизме как одной из сущностных характеристик гражданской идентичности;
- актуализация представлений участников тренинга о преемственности поколений в принятии ценностных установок патриотизма;
- формирование мотивов воспитания патриотических установок у учащихся.
Были использованы различные технологии и методы. В результате ребята пришли к выводу, что «патриотизм является компонентом гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества».
Слайд 10демократизация школьной жизни и развитие самоуправления является основой формирования гражданственности и
гражданской идентичности.
Магдесян И. в день самоуправления в роли учителя истории
Слайд 11Участие в школьной научно-практической конференции
Слайд 13Участие в районной конференции
Климова Елена с темой: «Великая Отечественная война в
письмах моего прадедушки»
Слайд 14Библиотечный урок «Гражданское и нравственное воспитание детей»
Проводит школьный библиотекарь Л.Е. Гаджоглуян
С
чего начинается Родина-формирование гражданского патриотизма
Слайд 15Такие экскурсии по боевым местам воспитывают чувство гордости за наш край,
любовь к своей малой родине, к своему Отечеству
поездки
Слайд 16Участие в праздновании Дня Победы
Слайд 17Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу.
Главное – мы формируем личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.