Слайд 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С ОНР
Слайд 2Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует
все составляющие устной речи.
Она развивается на протяжении дошкольного детства, совершенствуясь и существенно определяя успешность овладения устной речью.
Слайд 3
Карл Орф (немецкий композитор)
Орфовская педагогика
представляет собой
особый тип музыкальной
педагогики, которая стала
называться креативной.
Идея
её заключается в
понимании неразрывности
движения, слова, музыки.
Основу концепции Орфа
составляет
импровизация.
Слайд 4Речевые игры и упражнения
Главный принцип: «Учимся, делая и творя»
Слайд 5Основные принципы концепции Карла Орфа:
Суть занятий по системе Орфа составляет
соединение музыки, слова и движения.
Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр.
В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут фантазировать, проявлять индивидуальность.
Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности.
Слайд 6Основные коррекционные задачи:
Коррекция речевых нарушений: развитие артикуляционной моторики, формирование правильного
речевого дыхания и т.д.;
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие пространственных представлений, развитие слухового внимания и слухоречевой памяти;
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: произвольности, координации движений, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики, умение переключаться с одного вида движений на другой.
Слайд 7Направления работы при формировании
темпо-ритмической стороны речи:
1. Развитие предпосылок для совершенствования
темпо-ритмической организации речи на неречевом материале:
- развития слухового внимания и восприятия;
- развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти;
- развитие речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- нормализация эмоционального состояния.
2. Развитие восприятия и воспроизведения темпо- ритмических структур (с опорой и без опоры на зрительный анализатор).
3. Формирование умения сочетать музыку с движениями:
- сочетание характера музыки с движениями;
- сочетание темпа музыки с темпом движений;
- сочетание ритма музыки с ритмом движений;
- упражнения на координацию речи с движениями.
4. Формирование темпо-ритмической организации высказывания.
- развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне слова;
- развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне фразы;
- развитие темпо-ритмической стороны речи на уровне текста в условиях диалогического и монологического высказывания.
Слайд 8Рекомендации выполнения упражнений:
Игра проводится как часть логопедического занятия в течение
3-7 минут.
Упражнения необходимо выполнять:
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха;
— соблюдением умеренного и медленного темпа;
— синхронизируя произнесение и движение.
Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Слайд 9Речевые упражнения,
игры голосовым аппаратом:
свист;
шипенье;
кряхтенье;
цоканье языком;
возгласы;
игры фонемами: ш, х, ф, у, а;
игры фонемными слогами: фук, фок, синти-бринти, бим-бом, дили-дон и т.д.
и барабан»
Цель: развитие восприятия и воспроизведения ритма.
Учитель-логопед читает стихотворение (имитируя игру на барабане) в различном темпе. Дети проговаривают только фонемные слоги: «Бум – бум – бум!»
В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик, Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик, Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами, Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно, Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он, Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он, Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались, Бум - бум - бум!
И удары раздавались, Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум - бум - бум!
Слайд 11Игры с инструментами:
камешки;
стаканчики;
скарлупки от орехов;
палочки;
пластиковые бутылочки с
использованием крупы и т.д.
Слайд 12ШУРШУНЧИКИ
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу.
Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т.д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки.
ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ
Связки из бубенчиков, скорлупы орехов, фасоли, пуговиц. Гвозди, подвешенные к чайному ситечку и т.п.
Слайд 13
ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ
Бьёт волшебный барабан:
бан, бан, бан.
А волшебный барабум:
бум,бум, бум
А
волшебный барабух:
бух, бух, бух.
Пластмассовый цветочный
горшок или пластмассовая
баночка, обтянутая фольгой,
бумагой или тканью.
МИСТЕР БУМС И МИССИС БАМБОШКА
Коробки, наполненные крупой, песком, камешками, орехами.
Слайд 14НЕОБЫКНОВЕННЫЕ
СТАКАНЧИКИ
Стаканчики из-под йогурта,
сквозь которые протянуты
нарезанные полоски
гофрированной бумаги,
фольги и т.д.
ЗВУЧАЩИЕ ЭСПАНДЕРЫ
Резинки (простые, шляпные), на которые нанизаны грецкие орехи (скорлупа). Крышки от бутылок (металлические, пластмассовые).
ЯПОНСКИЙ ДОЖДИК
Поиграйте на кухонных мисках, если хотите сами его послушать.
АНСАМБЛЬ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК
Бутылки, наполненные мелкими предметами.
Слайд 15Игры с использованием звучащих жестов:
хлопки;
шлепки по бедрам;
шлепки по груди;
притопы ногами;
щелчки пальцами и т.д.
Слайд 16Через какое-то время, осознавая логику процесса, понимаешь, какая глубина заложена
в этом подходе! Уважение к каждому ребёнку, к его способностям и темпу развития; обучение в игре, весёлой и интересной; возможность использовать музыку, различные упражнения, стихи из любой культуры; и самое основное – педагог всегда может подходить к занятиям творчески, заряжаясь радостью взаимодействия с детьми. Каждое занятие с детьми становится удивительным и неповторимым путешествием в мир движения, звуков, красок...
Слайд 17Данная система работы обладает рядом несомненных достоинств
Универсальность
Экономичность
Гибкость
Слайд 18«Вплетение» в структуру занятий с детьми, элементов орф-педагогики позволяют в значительной
степени оптимизировать процесс эмоционально-речевого воздействия на ребёнка. А это очень положительно сказывается на процессе коррекции речи у детей.