Слайд 1Психологическое здоровье
«Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что
любые предположения, любые гипотезы, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность»
А. Маслоу
Слайд 2Всемирная организация здравоохранения
«Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно
не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие»
Слайд 3 Психология XX столетия по большей части была сосредоточена на
аномалиях человеческой природы.
И только в конце 70-х годов появились первые разработки психологических концепций здоровья, главным образом, в рамках гуманистической психологии
(Э. Фромм. Г. Олпорт, А. Маслоу,
К. Роджерс, В. Франкл и др.)
Слайд 4Подходы к понятию психологической нормы
Статистически-адаптационный подход:
«Норма – это образец типичного,
широко распространённого и задаётся совокупностью средних показателей по ключевому критерию. Здесь в качестве эталона выступает популяция людей».
Медицинский подход:
«Норма – это синоним отсутствия болезни, исключение отклонений в состоянии и поведении человека».
Описательный подход:
«Норма – это норма развития, актуализация собственно человеческого в человеке».
Слайд 5Подходы к понятию психологической нормы
В качестве
эталона большинство теорий предлагают выбрать единоообразие, обыденность и заурядность – состояния, в которых меньше всего проявляется личность человека. Но обыденность знает лишь уровень жизни (уровень материального потребления), забывая о полноте жизни (наполненности её смыслом).
«Следует ли рассматривать среднее как полезное и желательное для человека?»
А. Маслоу
Слайд 6Подход к понятию нормы в антропологической психологии
«Норма –
это
то лучшее, что возможно
в конкретном возрасте для
конкретного человека при
соответствующих условиях
развития»
Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков
Слайд 7Подходы к понятию психологического здоровья
Базовой идеей большинства теорий стало перенесённое из
физиологии понятие гомеостаза, которое не совсем подходит к теме здоровья человека, ибо психологическое здоровье – это динамический процесс, процесс роста и развития человека.
Слайд 8Подходы к понятию психологического здоровья в гуманистической психологии
Социометрическая теория
(Э.Фромм, В.Франкл, Б.Братусь)
Психологическое здоровье –
это процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности, который проявляется,
прежде всего, в просоциальной личностной позиции.
Человеком надо стать!
Персоноцентрическая теория
(Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу)
Психологическое здоровье –
это результат обретения
человеком самого себя,
который проявляется в
ощущении
подлинного бытия.
Человеком надо быть!
Слайд 9Подходы к понятию психологического здоровья в гуманистической психологии
«Основу психологического здоровья составляет
продуктивный характер нового Человека, который включает:
Всестороннее развитие человека и его ближних;
Любовь и уважение к жизни во всех её проявлениях, всевозрастающая любовь к жизни;
Готовность отказаться от всех форм обладания ради возможности в полной мере быть (а не иметь);
Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе;
Ощущение себя на своём месте;
Радость, получаемая от служения людям;
Освобождение от негативных чувств и иллюзий;
Дисциплинированность и реалистичность;
Глубокое и всестороннее самопознание;
Ощущение своего единения с жизнью;
Свободу, как возможность быть самим собой» Э. Фромм
Слайд 10Социокультурные эталоны здоровья
Слайд 11Подход к понятию психологического здоровья в антропологической психологии
«Основу психологического здоровья
человека составляет нормальное развитие человеческого в человеке в процессе онтогенеза» В.И. Слободчиков
Слайд 12Человеческое в человеке:
Прямохождение
Речь
Разум
Сознание
Совесть
Ответственность
Свобода
Рефлексия
Творчество
Вера
Труд
Юмор
Высшие чувства:
любовь,
долг, честь,
достоинство
и др.
Слайд 13Линии развития человеческого в человеке
САМО-БЫТНОСТЬ
СО-БЫТИЙНОСТЬ
СВОБОДА
ЛЮБОВЬ
Если
они попираются взрослыми, то развивается:
ПСИХОГЕНИИ И ДИДАКТОГЕНИИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ДЕЗОРИЕНТИРОВАННОСТЬ
это сознание,
устремлённое в
вечность
Слайд 16Основные признаки психологического здоровья
Переживание радости и самоценности жизни
Развитый самоконтроль поведения
Нравственное отношение
к людям
Ориентация на высшие образцы человеческой культуры
Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству
Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути
Слайд 17Нарушения психологического здоровья
Малодушие
Проявляется через:
инфантильность,
незрелость,
обезличенность,
зависимость от людей и обстоятельств,
неспособность делать
самостоятельно нравственный выбор
Появляется со-зависимость!
Криводушие
Проявляется через:
деформацию личности,
чрезмерное самолюбие,
односторонность,
бесчувственность,
потребность самоутвердиться в ущерб другим,
отрицание чувства долга,
отсутствие нравственных чувств и добродетельных ценностей
Появляется смысловой вакуум!
Слайд 18
Психологическое здоровье детей непосредственно зависит от состояния его естественного человеческого окружения,
прежде всего –системы связей и отношений ребёнка со значимыми взрослыми
Слайд 20Детско-взрослая общность является пространством личностного развития ребёнка и способом сохранения его
психологического здоровья
Слайд 21
МЕТОДЫ
И
СРЕДСТВА
ребёнок
Ситуация развития
Развивающая среда
взрослый
англ. imprint – запечатлевать)
специфическая форма научения у высших позвоночных, которая совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления
Результат импритинга,
как правило, не обратим!
Слайд 23Социально-психологический импритинг
представляет собой специфическую форму мгновенного принятия тех ценностей взрослого,
носителем которых он является
Слайд 24
ребёнок
ВСТРЕЧА
взрослый
Ситуация развития
Развивающая среда
Слайд 25Образование –
это универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения
другому
Слайд 26От того, ЧТО мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и
КАК мы это ДЕЛАЕМ, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей
Слайд 28Несостоятельность позиции «родитель», дефицитарность процесса выращивания жизнеспособного человека
порождает
КОМПЛЕКС СИРОТСТВА,
который переживается как
одинокость, отчуждение и безродность, проявляется в дефиците душевной щедрости и искренности, отсутствии чувства здоровой сентиментальности по отношению к другим («маугализация»)
Слайд 29Несостоятельность позиции «умелец», дефицитарность процесса формирования специальных способностей
порождает
КОМПЛЕКС
НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ,
который проявляется в
эффекте «педагогической запущенности», практической ограниченности, неграмотности, неумелости, безграмотной функциональности
Слайд 30Несостоятельность позиции «учитель», дефицитарность процесса обучения всеобщим способам мышления и деятельности
порождает
КОМПЛЕКС
БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ,
который проявляется в эффекте «выученной беспомощности», социальной зависимости, конформности, неспособности самостоятельно принимать решения, размытости целевых ориентиров
Слайд 31Несостоятельность позиции «мудрец», дефицитарность процесса воспитания Всечеловеческого в человеке
порождает
КОМПЛЕКС ОПУСТОШЁННОСТИ,
который переживается
как экзистенциальный вакуум, проявляется в отсутствии или скудности ценностно-смысловых оснований жизни, приземлённости интересов, нравственном скептицизме, моральной неустойчивости («синдром Кая»)
Слайд 32Здоровый образ жизни –
это способность сохранять соответствующие возрасту и полу
психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды и создавать собственными силами факторы, способствующие сохранению и укреплению собственного психофизического благополучия
Слайд 33Здоровье –
это мера духовного развития человека
Слайд 34«Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать
глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству»
В. Франкл