Презентация, доклад по психологии на тему: Пути формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

Содержание

Тема работы:«Пути формирования учебной мотивации в подростковом возрасте»Работу выполнила:Зам. директора по ВР, педагог-психолог:Хрони Елена НиколаевнаМБОУ Багеровская СОШ №1

Слайд 1«Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить»

ТОМАС ЭДИСОН

“Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им” С. Л Рубинштейн


«Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить»

Слайд 2Тема работы:
«Пути формирования учебной мотивации в подростковом возрасте»
Работу выполнила:
Зам. директора по

ВР, педагог-психолог:
Хрони Елена Николаевна
МБОУ Багеровская СОШ №1
Тема работы:«Пути формирования учебной мотивации в подростковом возрасте»Работу выполнила:Зам. директора по ВР, педагог-психолог:Хрони Елена НиколаевнаМБОУ Багеровская СОШ

Слайд 3Актуальность проблемы.
Проблема мотивации учения подростков является сегодня чрезвычайно актуальной. «Почему в

наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?».
Актуальность проблемы.Проблема мотивации учения подростков является сегодня чрезвычайно актуальной. «Почему в наше время, в век компьютерных технологий

Слайд 4ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ВСЕГДА УСПЕШНО УЧИТСЯ?

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ВСЕГДА  УСПЕШНО УЧИТСЯ?

Слайд 5ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: динамика проявления направленности учебной мотивации и отношения к учению. ОБЪЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЯ: подростки 5-9 классов, родители, учителя. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: ОШ I-IIIст. №1 пгт. Багерово, Ленинского района. Всего:95 учеников. Девочек – 49; Мальчиков – 46.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: динамика проявления направленности учебной мотивации и отношения к учению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подростки 5-9 классов, родители,

Слайд 6Цель работы: изучить особенности учебной мотивации у учащихся трех возрастных групп:

младшие подростки, подростки среднего возраста и старшие подростки, ОШ I-III ступеней №1
пгт. Багерово, Ленинского района.
Выявить возможные пути решения проблемы.
Цель работы: изучить особенности учебной мотивации у учащихся трех возрастных групп: младшие подростки, подростки среднего возраста и

Слайд 7Гипотеза исследования:
с возрастом у подростков уровень

развития мотивации учения возрастает; формирование мотивации учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе будет обеспечено, если: проводится в системе комплексная диагностика в педагогическом процессе, которая выполняет функции коррекции, прогнозирования, обучения и воспитания учащихся.
Гипотеза исследования:     с возрастом у подростков уровень развития мотивации учения возрастает; формирование мотивации

Слайд 8ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования сравнительного

анализа мотивации учения подростков (середина XX века – первое десятилетие XXI века);
2. Осуществить сравнительный анализ учебной мотивации учащихся 5-9 классов с помощью диагностических методик;
3. Снабдить обучающихся определённым инструментарием, для преодоления трудностей в повышении интереса ученика-подростка к учёбе;
4. Разработать и внедрить методические рекомендации для родителей, учителей, подростков по формированию мотивации учебной деятельности у учащихся.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования сравнительного анализа мотивации учения подростков (середина XX

Слайд 9ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДИКИ:
1. Диагностика способности к обучению, методика «Интеллектуальная лабильность» для подростков

в модификации С.Н. Костроминой.
2. Методика изучения отношения к учению, разработанная Г.Н. Казанцевой.
3. Изучение мотивов учебной деятельности.
4. Изучение общей самооценки с помощью тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
5. Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М. Кучера).

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДИКИ:1. Диагностика способности к обучению, методика «Интеллектуальная лабильность» для подростков в модификации С.Н. Костроминой.2. Методика изучения

Слайд 10Научно-исследовательская работа проводилась поэтапно.
Работа состоит из двух

разделов.
В первом разделе изложены теоретические подходы к пониманию проблемы о повышении учебной мотивации подростков.
Во втором разделе проведена работа экспериментального характера по нахождению путей формирования учебной мотивации.
Научно-исследовательская работа проводилась поэтапно.    Работа состоит из двух разделов.  В первом разделе изложены

Слайд 11Теория деятельности происхождения мотивационной сферы человека
Алексей Николаевич

Леонтьев
(1903–1979) — один из основателей и лидер отечественной психологической науки
Теория деятельности происхождения мотивационной сферы человекаАлексей Николаевич     Леонтьев (1903–1979) — один из основателей

Слайд 12Божович Лидия Ильинична
(1908 – 1981) — отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского,

сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности, ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.
Божович Лидия Ильинична (1908 – 1981) — отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского, сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном

Слайд 13Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)

В своих трудах указывал на необходимость поэтапного рассмотрения процесса

мотивации;
Рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной обработки потребностей.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)В своих трудах указывал на необходимость поэтапного рассмотрения процесса мотивации;Рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной

Слайд 14ЧЕЛОВЕК АКТИВНО ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ МОТИВ .

ЧЕЛОВЕК АКТИВНО  ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ МОТИВ .

Слайд 15 Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Слайд 16ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЕЙ
Негативные характеристики

учебной мотивации
Стремление к взрослости.
Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем.
Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЕЙ Негативные характеристики учебной мотивацииСтремление к взрослости.Недостаточное понимание связи

Слайд 17СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (середина XX века – первое десятилетие

XXI века)

Ведущими учебными мотивами школьников 60-х годов XX века были мотивы познавательного интереса, социальный и личностный.

На сегодняшний день наиболее значимыми мотивами учения для подростков являются личностный и профессиональный мотивы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ  (середина XX века – первое десятилетие XXI века) Ведущими учебными мотивами

Слайд 18ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
2010/2011

уч.год – первичная диагностика «Учебная мотивация школьников»
задачи:
Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивации учащихся подросткового возраста.
Выявить уровень мотивации учения и преобладающие мотивы учения у подростков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОДТВЕРДИЛИ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЫ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ2010/2011 уч.год – первичная диагностика «Учебная

Слайд 19ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5,6,7,9 КЛАССАХ ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5,6,7,9 КЛАССАХ ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ.

Слайд 22

1 - Спецкурсы, факультативы по выбору -18%;
2- Общение с учителями –

15%;
3 – Общение с друзьями – 62%;
4 – учебная деятельность -33%;
5 – процесс овладения знаниями -25%.

Что привлекает в школе?

1 - Спецкурсы, факультативы по выбору -18%;2- Общение с учителями – 15%;3 – Общение с друзьями –

Слайд 23Причины, осложняющие отношения к школе
1 – неуспех в учебной деятельности –

32%;
2- не учитываются мои индивидуальные качества – 22%;
3 – конфликты с родителями – 32%;
4 – конфликты с одноклассниками – 28%;
5 – конфликты с учителями – 25%.




Причины, осложняющие отношения к школе1 – неуспех в учебной деятельности – 32%;2- не учитываются мои индивидуальные качества

Слайд 24Интернет прочно занимает второе после родителей место социализации подростка, обогнав школьных

учителей и книги.
78% - предпочитают Глобальную сеть для контактов с друзьями и знакомыми.

УМНАЯ МАШИНА ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАНЕТ ДРУГОМ, А НЕ ВРАГОМ.


Интернет прочно занимает второе после родителей место социализации подростка, обогнав школьных учителей и книги.78% - предпочитают Глобальную

Слайд 25ТЕХНОЛОГИИ,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНОЛОГИИ,

Слайд 26Продолжать внедрять информационную технологию, компьютер - средство при обучении детей, усиливающее

и расширяющее возможности.
В среднем звене началась работа по формированию мотива самообразования, понимать смысл учения «для себя».
В старшем звене, мотивация ориентирована на вопрос «Где учиться дальше?»
Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
Проводится работа по повышению уровня физической и психологической комфортности. Психологом ведутся индивидуальные психофизиологические карты учащихся.
Продолжать внедрять информационную технологию, компьютер - средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности.В среднем звене началась

Слайд 30сотрудничество!!!

сотрудничество!!!

Слайд 31РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ;
СОЗДАТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ;
ФОРМИРОВАНИЕ

МОТИВАЦИИ УСПЕХА;
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА;
ПООЩРЕНИЕ СОВМЕСТНЫМИ ПОХОДАМИ…..;
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА

Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМКОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ;СОЗДАТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ;ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА;АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА;ПООЩРЕНИЕ СОВМЕСТНЫМИ ПОХОДАМИ…..;ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРАПомните:

Слайд 32Выводы
В октябре 2012 года проведена промежуточная диагностика по тем же контрольно-измерительным

материалам.
Во время обработки материалов диагностики получены следующие результаты:
Процент детей, имеющих низкий уровень мотивации к образовательной деятельности снизился на 1,5 %. Эксперимент продолжается. Мы понимаем, что только общими усилиями получиться сформировать у учащихся уверенность в себе, своих силах, устойчивую мотивацию достижения успеха, повлиять на развитие учебных интересов.

ВыводыВ октябре 2012 года проведена промежуточная диагностика по тем же контрольно-измерительным материалам.  Во время обработки материалов

Слайд 33ГЛАВНОЕ: * ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ * ВЕРА , ПОИСК КАЧЕСТВ * ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К

УЧЕБЕ * СОТРУДНИЧЕСТВО * СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА * ИНТЕРЕС РОДИТЕЛЕЙ * ПОДДЕРЖКА …
ГЛАВНОЕ: * ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ  * ВЕРА , ПОИСК КАЧЕСТВ  * ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ  *

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть