Слайд 1«Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить»
ТОМАС ЭДИСОН
“Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им” С. Л Рубинштейн
Слайд 2Тема работы:
«Пути формирования учебной мотивации в подростковом возрасте»
Работу выполнила:
Зам. директора по
ВР, педагог-психолог:
Хрони Елена Николаевна
МБОУ Багеровская СОШ №1
Слайд 3Актуальность проблемы.
Проблема мотивации учения подростков является сегодня чрезвычайно актуальной. «Почему в
наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?».
Слайд 4ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ВСЕГДА
УСПЕШНО УЧИТСЯ?
Слайд 5ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: динамика проявления направленности учебной мотивации и отношения к учению.
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ: подростки 5-9 классов, родители, учителя.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: ОШ I-IIIст. №1 пгт. Багерово, Ленинского района.
Всего:95 учеников. Девочек – 49; Мальчиков – 46.
Слайд 6Цель работы: изучить особенности учебной мотивации у учащихся трех возрастных групп:
младшие подростки, подростки среднего возраста и старшие подростки, ОШ I-III ступеней №1
пгт. Багерово, Ленинского района.
Выявить возможные пути решения проблемы.
Слайд 7Гипотеза исследования:
с возрастом у подростков уровень
развития мотивации учения возрастает; формирование мотивации учебной деятельности учащихся в общеобразовательной школе будет обеспечено, если: проводится в системе комплексная диагностика в педагогическом процессе, которая выполняет функции коррекции, прогнозирования, обучения и воспитания учащихся.
Слайд 8ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования сравнительного
анализа мотивации учения подростков (середина XX века – первое десятилетие XXI века);
2. Осуществить сравнительный анализ учебной мотивации учащихся 5-9 классов с помощью диагностических методик;
3. Снабдить обучающихся определённым инструментарием, для преодоления трудностей в повышении интереса ученика-подростка к учёбе;
4. Разработать и внедрить методические рекомендации для родителей, учителей, подростков по формированию мотивации учебной деятельности у учащихся.
Слайд 9ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДИКИ:
1. Диагностика способности к обучению, методика «Интеллектуальная лабильность» для подростков
в модификации С.Н. Костроминой.
2. Методика изучения отношения к учению, разработанная Г.Н. Казанцевой.
3. Изучение мотивов учебной деятельности.
4. Изучение общей самооценки с помощью тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
5. Изучение направленности личности (Методика В. Смекала и М. Кучера).
Слайд 10Научно-исследовательская работа проводилась поэтапно.
Работа состоит из двух
разделов.
В первом разделе изложены теоретические подходы к пониманию проблемы о повышении учебной мотивации подростков.
Во втором разделе проведена работа экспериментального характера по нахождению путей формирования учебной мотивации.
Слайд 11Теория деятельности происхождения мотивационной сферы человека
Алексей Николаевич
Леонтьев
(1903–1979) — один из основателей и лидер отечественной психологической науки
Слайд 12Божович Лидия Ильинична
(1908 – 1981) — отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского,
сотрудника Харьковской деятельностной школы. В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности, ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний.
Слайд 13Рубинштейн Сергей Леонидович
(1889-1960)
В своих трудах указывал на необходимость поэтапного рассмотрения процесса
мотивации;
Рассматривает мотивацию как процесс интеллектуальной обработки потребностей.
Слайд 14ЧЕЛОВЕК
АКТИВНО
ВКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ
МОТИВ .
Слайд 15 Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Слайд 16ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЕЙ
Негативные характеристики
учебной мотивации
Стремление к взрослости.
Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем.
Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.
Слайд 17СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
(середина XX века – первое десятилетие
XXI века)
Ведущими учебными мотивами школьников 60-х годов XX века были мотивы познавательного интереса, социальный и личностный.
На сегодняшний день наиболее значимыми мотивами учения для подростков являются личностный и профессиональный мотивы.
Слайд 18ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
2010/2011
уч.год – первичная диагностика «Учебная мотивация школьников»
задачи:
Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивации учащихся подросткового возраста.
Выявить уровень мотивации учения и преобладающие мотивы учения у подростков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОДТВЕРДИЛИ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЫ.
Слайд 19ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5,6,7,9 КЛАССАХ
ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ.
Слайд 22
1 - Спецкурсы, факультативы по выбору -18%;
2- Общение с учителями –
15%;
3 – Общение с друзьями – 62%;
4 – учебная деятельность -33%;
5 – процесс овладения знаниями -25%.
Что привлекает в школе?
Слайд 23Причины, осложняющие отношения к школе
1 – неуспех в учебной деятельности –
32%;
2- не учитываются мои индивидуальные качества – 22%;
3 – конфликты с родителями – 32%;
4 – конфликты с одноклассниками – 28%;
5 – конфликты с учителями – 25%.
Слайд 24Интернет прочно занимает второе после родителей место социализации подростка, обогнав школьных
учителей и книги.
78% - предпочитают Глобальную сеть для контактов с друзьями и знакомыми.
УМНАЯ МАШИНА ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАНЕТ ДРУГОМ, А НЕ ВРАГОМ.
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Слайд 26Продолжать внедрять информационную технологию, компьютер - средство при обучении детей, усиливающее
и расширяющее возможности.
В среднем звене началась работа по формированию мотива самообразования, понимать смысл учения «для себя».
В старшем звене, мотивация ориентирована на вопрос «Где учиться дальше?»
Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.
Проводится работа по повышению уровня физической и психологической комфортности. Психологом ведутся индивидуальные психофизиологические карты учащихся.
Слайд 31РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ;
СОЗДАТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ;
ФОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ УСПЕХА;
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА;
ПООЩРЕНИЕ СОВМЕСТНЫМИ ПОХОДАМИ…..;
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА
Помните:
если подросток проявляет
нежелание учиться – это не каприз, а
крик о помощи. Не ругайте, а
выясните причины такого поведения.
Слайд 32Выводы
В октябре 2012 года проведена промежуточная диагностика по тем же контрольно-измерительным
материалам.
Во время обработки материалов диагностики получены следующие результаты:
Процент детей, имеющих низкий уровень мотивации к образовательной деятельности снизился на 1,5 %. Эксперимент продолжается. Мы понимаем, что только общими усилиями получиться сформировать у учащихся уверенность в себе, своих силах, устойчивую мотивацию достижения успеха, повлиять на развитие учебных интересов.
Слайд 33ГЛАВНОЕ:
* ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
* ВЕРА , ПОИСК КАЧЕСТВ
* ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К
УЧЕБЕ
* СОТРУДНИЧЕСТВО
* СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
* ИНТЕРЕС РОДИТЕЛЕЙ
* ПОДДЕРЖКА …