Слайд 1
Презентация к реферату
по предмету «Онтогенез речевой деятельности »
на тему: «Речь и ее
механизмы».
Выполнили:
Карфидова А.В.
44.03.03
специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия» 523 гр.
Слайд 2 Речь является основным средством человеческого общения. Без нее
человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
Слайд 3 Речь — это язык в действии.
Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Слайд 4Речевой аппарат состоит из
1. центрального (или регулирующего) речевого аппарата
2.
периферического (или исполнительного).
Слайд 5Центральный речевой аппарат
Находится в головном мозге. Состоит из:
1. коры головного
мозга (преимущественно левого полушария),
2. подкорковых узлов,
3. проводящих путей,
4. ядер ствола (прежде всего, продолговатого мозга)
5. нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Слайд 6Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе
рефлексов.
Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.
Лобная
Височная
Теменная
Затылочная
Слайд 7Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной
устной речи (центр Брока).
Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.
Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.
Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).
Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
Слайд 8Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1) дыхательного;
2) голосового;
3)
артикуляционного (или звукопроизводящего).
Слайд 9Голосовой отдел
Состоит из:
1. Гортани
2. Голосовыми складками находящимися в ней.
Слайд 10У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем
у женщин. У мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.
Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18–20 мм.
Слайд 11У детей до начала пубертатного периода ( т.е. периода полового созревания)
различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.
Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно.
Заметный рост ее происходит в возрасте 5–7 лет, а затем в пубертатный период: у девочек в 12–13 лет, у мальчиков в 13–15 лет.
В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.
Слайд 12Голос обладает силой, высотой и тембром
Сила голоса зависит в основном от
амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха.
Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Слайд 13Артикуляционный отдел
Основными органами артикуляции являются:
1. Язык
2. Губы
3. Челюсти (верхняя
и нижняя)
4. Твердое и мягкое нёбо
5. Альвеолы.
Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными.
Слайд 15Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха.
Второй –
для образования голоса.
Третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.
Слайд 16Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1) с помощью слуха;
2) через кинестетические ощущения.
Слайд 17Заключение
Речь - это средство общения, необходимое, прежде всего для вовлечения субъекта
в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.