Слайд 1Вклад Л.С Выготского в становление системного и социокультурного подходов в специальной
педагогике
Слайд 2
ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896-1934) — известный в мировой психологии отечественный психолог,
автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций.
Слайд 3детская психология,
общая психология,
дефектология,
психология искусства,
методология и история психологии
и др.
Диапазон исследований
Л.С. Выготского
Слайд 4 Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях,
разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций.
Слайд 5прижизненно формирующиеся,
социальные по своему происхождению,
опосредствованные по психологическому строению,
произвольные (сознательно выполняемые) по
способу своего осуществления.
ВПФ – «психологические системы».
Высшие психические функции (ВПФ)
Слайд 6 Психофизиологической основой ВПФ являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных
и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.
Слайд 7 Во всех исследованиях Л. С. Выготского общение ребенка со взрослым выступает
в качестве важнейшего условия психического развития. Поскольку общение происходит при помощи слова, постольку в объяснении развития высших психических функций и личности в целом центральным условием их возникновения и развития становится речь.
Слайд 8 С именем Л.С. Выготского связано определение дефектологии как самостоя-тельной науки.
Дефектология
[лат. Defectus – недостаток + греч. Logos – учение] – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о законо-мерностях их воспитания, образования и обучения.
Слайд 9 Выготский обосновал положение, согласно которому личность аномального ребенка имеет сложное строение
и различные затруднения во взаимодействии с социальной средой приводят к сдвигам и перестройке личности ребенка.
Слайд 10 Выготский обнаружил значительную и своеобразную неравномерность развития психических функций при разных
видах дефектов. В связи с нарушением сенсорных, интеллектуальных, аффективных, волевых процессов соотношение психических функций меняется: одни функции выпадают или резко задерживаются в развитии, другие компенсаторно развиваются под влиянием самостоятельного упражнения и специального обучения и, в свою очередь, влияют на другие стороны психической деятельности и личности аномального ребенка.
Слайд 11 В трудах Выготского не только раскрыва-лась сложная структура дефектов в плане
неравномерного развития психических функций (неравномерность степени и тяжести нарушения различных психических процессов, что было очень важным для коррекции дефектов развития у детей) и своеобразия компенсаторных процессов у аномальных детей, но и по-новому интерпретировалось понятие первичных и вторичных симптомов, своеобразное соотношение первичных и вторичных нарушений в ходе аномального развития при несвоевременном или неправильном педагогическом воздействии.
Слайд 12 Структура дефекта, как установил Выготский, не сводится к симптомам, непосредственно
связанным с поврежденными биологическими системами (анализаторными или центральными органическими поражениями), что Выготский относил к первичным симптомам нарушения. Недоразвитие высших психических функций (например, речи, мышления у глухих, опосредованной культурной памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, непосредственно не связанными с основным, первичным дефектом, но обусловленными им.
Слайд 13 По наблюдениям Выготского, правильное обучение и воспитание помогают преодолеть причины,
которые порождают вторичные (третичные и т. д.) отклонения. При этом центральной областью компенсации Выготский считал повышение культурного развития - развития высших психических функций, сферы общения, усиление социально-трудовых коллективных отношений.
Слайд 14 Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним
первичного отклонения, тем легче, по данным Выготского, это нарушение поддается коррекции ("лечебно-педагогическому воздействию").
Слайд 15 Все работы Выготского неизменно содержали и твердо проводили идею социальной обусловленности
специфи-чески человеческих свойств психики.
Его идея возможностей психического развития, а не только усвоения знаний и навыков в процессе обучения сыграла решающую роль в перестройке специальной педагогики.