Слайд 1МБОУ «Широковская школа»
Нарушение письменной речи у детей с умственной отсталостью
Учитель-логопед: Брусниченко
Е.Н.
Слайд 2Характерные ошибки детей с умственной отсталостью при письме
Пропуски букв и слогов
(трва-трава, кродил-крокодил, пинёс-принёс);
перестановки букв и слогов (онко-окно, звял-взял, пеперисал-переписал);
недописывание букв и слогов (красны-красный, лопат-лопата, ма-мак);
наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава-трава, катоарые-которые, бабабушка-бабушка, клюиква-клюква);
искажение слова (наотух- на охоту, хабаб-храбрый, спеки- с пенька);
слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила- наступила, виситиастие- висит на стене, у стала-устала);
Слайд 3неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец
шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);
замена одной буквы на другую (зуки-жуки, панка-банка, тельпан-тюльпан, шапаги-сапоги);
нарушение смягчения согласных (васелки-васельки, смали-смяли, кон-конь);
аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зяла, подороге);
пропуск членов предложения (Девочка чай с печеньем.)
Слайд 4В.В. Воронкова разделила детей с нарушением интеллекта на группы в зависимости
от причин ошибок:
С недостаточно сформировавшимся фонетическим восприятием:
- замены гласных и различных групп согласных, сходных по звучанию;
- пропуски букв (гласных в сложных словах, согласных при их стечении;
- добавление лишних букв;
- слитное написание слов.
2. С нарушенным произношением ( пишут так, как говорят):
- замены букв: гласных; согласных: твердых и мягких, глухих и звонких.
Слайд 53. С двигательными нарушениями: трудности в овладении техникой письма и
грамотным письмом:
- своеобразный почерк (сильный нажим, неровные буквы)
- пропуски буквы, слога, слова, элементов букв;
- не дописывают слова и предложения;
- добавления одной и той же буквы.
4. С расстройством целенаправленной деятельности (из-за нестойкости внимания, неуравновешенности поведения):
- ошибки разнообразны;
- работы одного и того же ученика, написанные в разных ситуациях, отличаются друг от друга и количеством неправильных написаний, и внешним оформлением. Обусловлено это эмоциональным состоянием ребенка.
Слайд 6Основные направления коррекции нарушения письма
развитие анализа структуры предложения
Примерные задания:
1 Определить границы предложения в тексте.
2 Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
3 Придумать предложение с определённым количеством
слов.
4 Увеличить количество слов в предложении.
5 Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
6 Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях.
7 Придумать предложение с определенным словом.
8 Составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова — маленькими
полосками.
Слайд 79 По графической схеме придумать предложение.
10 Определить место слова в предложении
(какое по счету указанное слово).
Развитие слогового анализа и синтеза
Примерные задания:
1 Деление слов на слоги (опора на гласные звуки, сколько гласных, столько и слогов).
2 Отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо.
3 Дифференциация гласных и согласных.
4 Назвать только гласный звук слога.
5 Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
Слайд 86 Записать только гласные буквы слогов.
7 Придумать слог с соответствующей гласной.
8
Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
9 Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
10 Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки.
11 Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.
12 Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
13 Определить количество слогов в названных словах.
Определить пропущенный слог в названии картинки.
Выделить из предложений слова, состоящие из двух
или трех слогов.
По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух,
трех слогов. Предварительно называются предметы, изобра
женные на сюжетной картинке.
Слайд 917 Придумать слова с двумя или тремя слогами.
18 Придумать слово с
определенным слогом в начале слова, в конце слова, в середине слова.
19 Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
20 Записать только слоги, которые оканчиваются гласным
звуком.
21 Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Примерные задания:
1 Выделение (узнавание) звука на фоне слова: показать букву, если в слове есть соответствующий звук; выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву; показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой; придумать слова с заданным звуком и др.
Слайд 102 Вычленение первого и последнего звука из слова: определить первый звук
в словах; подобрать слова, которые начинаются на заданный гласный звук; подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного согласного звука; по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука; изменить первый звук слова; отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке.
3 Развитие сложных форм фонематического анализа
(определение количества, последовательности и места звука в слове) : составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки; вставить в данные слова пропущенные буквы; подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте; выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их; добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова; по сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков; преобразовать слова; разгадать ребус; назвать общий звук во всех данных словах; прочитать по первым (последним) буквам слово и др.
Слайд 11
Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
1 Дифференциация шипящих и свистящих.
2 Дифференциация твердых
и мягких согласных.
3 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
4 Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)
Примерные задания:
1 Назвать предметы по их контурам.
2 Назвать недорисованные предметы.
3 Назвать перечеркнутые изображения.
4 Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
5 Дорисовывание незаконченных и симметричных контуров.
6 Составление разрезанных на части картинок.
Слайд 12Формирование буквенного гнозиса
Примерные задания:
1 Найти букву среди ряда других букв (после
длительно
го и кратковременного предъявления).
2 Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным
шрифтом (печатным и рукописным).
3 Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
4 Определить букву в неправильном положении.
5 Обвести контурные изображения букв.
6 Дописать букву.
Формирование пространственного восприятия,
представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
дифференциация правых и левых частей тела;
ориентировка в окружающем пространстве;
уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Слайд 13Примерные задания:
1 Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.
2
Положить кружок, справа от него — крестик, слева от
крестика поставить точку.
3 Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от
точки — круг.
4 Найти фигуру, букву в ряду сходных.
5 Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, за
тем по памяти).
6 Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя
элементы.
7 Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально.
Слайд 14формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре
предложений:
уточнение и усложнение структуры предложения;
развитие функции словоизменения;
формирование навыков словообразования;
развитие умений морфологического анализа слова;
работа над однокоренными словами;
закрепление грамматических форм в письменной речи.
Примерные письменные упражнения:
1 Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
2 К названию одного предмета дописать названия двух,
пяти таких же предметов.
3 Письменные ответы на вопросы (одним словом, словосочета-нием или предложением).
Слайд 154 К названию большого предмета дописать название маленького предмета.
5 К
названию предмета подобрать слово, отвечающее на
вопрос какой? какая? или какие?, и записать его.
6 Из слов, данных в беспорядке, составить предложение
и записать его.
7 Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
8 Закончить предложение, подобрав нужное слово.
9 Изменить словосочетание, данное в скобках.
10 К названию животного дописать название его детеныша.
11 Выделить и записать общую часть родственных слов.
12 Диктанты предложений, текста.