Слайд 1Основы
специальной
педагогики и психологии
Слайд 2Лекция № 1
Общие вопросы
специальной педагогики
и психологии
Слайд 4Статистика
85 % детей рождаются с недостатками развития, 30 % из них
нуждаются в комплексной реабилитации
25 % дошкольников нуждаются в коррекционно- педагогической помощи
60 % детей школьного возраста относятся
к группе риска
Слайд 5 «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии
того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка»-
Л. С. Выготский.
Слайд 6
Общая
педагогика
и
психология
Специальная педагогика
Лечебная педагогика
Коррекционная педагогика
Реабилитационная педагогика
История педагогики
Детская психология
Специальная психология
Возрастная
психология
Психофизиология
Нейропсихология
Педагогическая психология
Дефектология
Слайд 7 Одна из грубейших ошибок- считать, что педагогика
является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
Я. Корчак
Слайд 8Специальная педагогика- наука, изучающая сущность,
закономерности, принципы, методы, формы организации процесса
специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
Специальная педагогика- …..,
изучающая сущность,
закономерности, ……., ……., ……
организации процесса ………..
образования лиц с отклонениями
в физическом и психическом развитии.
Слайд 9Специальная педагогика
Объект- специальное образование как соцоикультурный, педагогический феномен.
Субъект- человек с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет- теория и практика
специального образования.
Слайд 10Специальная педагогика
Конечная цель-
достижение развивающейся личностью социализации
и самореализации, т. е. достижение им максимально возможной самостоятельной и независимой жизни.
Слайд 11Специальная психология-
это отрасль психологической науки, которая
изучает закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками
Слайд 12Специальная психология-
Объект- закономерности и особенности психического развития лиц с ООП
Субъект- человек
с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
Предмет- теоретическое и
практическое сопровождение
специального образования.
Слайд 13Специальная психология-
Конечная цель-
своевременное выявление детей с нарушением
развития и определение оптимального образовательного маршрута
Слайд 14?
лица, имеющие психические и физические недостатки
лица с особыми образовательными потребностями
Слайд 15Категории лиц с ограниченными возможностями (М. Варнок, 1979)
1. Лица с
нарушениями слуха. (0, 18%)
Сурдопедагогика (психология)
2. Лица с нарушениями зрения. (0,07 %)
Тифлопедагогика (психология)
3. Лица с нарушениями интеллекта и личности в целом. (1,84 %)
Олигофренопедагогика (психология)
4. Лица с нарушениями речи. (2,86 %)
Логопедия (логопсихология)
Слайд 165. Лица с нарушениями функций опо-
рно- двигательного аппарата. (0,14 %)
Отрасль специальной
пед. (псих.)
6. Лица с нарушениями эмоционально- волевой сферы. (0,91 %)
Отрасль специальной пед. (псих.)
7. Лица с задержкой психического развития. (4, 57 %)
Отрасль специальной пед. (псих.)
8. Лица со сложными недостатками
развития. (2 и более) (0,07 %)
Тифлопедагогика (слепоглухие)
Слайд 17Аномальное развитие
Первичные вторичные
Поражение КГМ
в процессе
развития
Слайд 19Сеть специальных
образовательных
учреждений
I вид- для глухих
II вид- для слабослышащих и
позднооглохших
III вид- для незрячих
IV вид- для слабовидящих
V вид- для детей с тяжелыми нарушениями речи
Слайд 20Сеть специальных
образовательных
учреждений
VI вид- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
VII
вид- для детей с ЗПР
VIII вид- для детей с умственной отсталостью
Слайд 21Массовые
образовательные
учреждения
Специальные группы в д/с
Специальные классы в школе
Среди нормально развивающихся
сверстников (Интеграция)
Слайд 22Специальные
учреждения по линии здраво-
охранения и социального обеспечения
Реабилитационные центры
Дома -интернаты
Детские дома
Воспитательные
учреждения при церковных общинах
Специализированные санатории
Специальные поликлиники
Слайд 23Принципы
Общепедагогические принципы.
2. Специфические принципы.
Слайд 25Принцип гуманизации
Означает гуманное отношение к человеку, т. е. отношение к человеку
как субъекту.
Слайд 26Гуманизация
Уникальность (индивидуальная неповторимость)
дифференцированное обучение
Активность (самостоятельная и созидательная деятельность) проблемное обучение, коллективно- мыслительная деятельность
Внутренняя свобода (Выбор) разные виды домашнего задания
Духовность (Уважение, понимание, любовь)
диалоговое обучение, педагогика ненасилия, практическая направленность урока
Слайд 27Принцип гуманитаризации
Означает «очеловечивание» содержания образования, т. е. наполнение содержание образования гуманными
смыслами, общечеловеческими ценностями, преодоление отчуждения содержания от человека
Слайд 28Гуманитаризация
Реализуется через
развивающую направленность
экзистенциальность
интегрированность
фундаментальность.
Слайд 29Принцип информатизации
Означает использование информационных технологий в обучении
Слайд 30Специфические принципы.
Пр-п единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Пр-п единства диагностики и
коррекции.
Пр-п учета индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Деятельностный пр-п
коррекции
Слайд 31Специфические принципы.
5. Пр-п комплексного использования методов и приемов корркционно-педагогической деятельности.
6. Пр-п
интеграции усилий ближайшего социального окружения.
7. Пр-п ранней педагогической
помощи.
Слайд 32
Каждый человек- это книга,
надо только суметь прочитать её.
Уильям Ченинг
Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
Декларация прав ребенка
Слайд 33«Знания по основам специальной педагогики и психологии я буду использовать ….»
В
профессиональной деятельности
В личной жизни
Сдам и забуду