Слайд 1учитель-логопед Баранова Елена Михайловна
О значимости логопедических занятий
в коррекционном процессе
является важнейшей психической функцией человека универсальным средством общения, мышления, организации действий.
Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Речь
Слайд 3На школьный логопункт в первую очередь зачисляются дети, имеющие следующие речевые
нарушения:
Слайд 4 Фонетический дефект – преимущественно искажённое произношение фонем или
отсутствие каких-либо звуков вообще.
Слайд 5 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет
место недоразвитие всей звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (дифференциация оппозиционных звуков(т-д, к-г, б-п…); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
Слайд 6 Общее недоразвитие речи (ОНР) – в этом случае
нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.
ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, зачастую встречающийся у многих учащихся начальных классов.
Слайд 7Коррекционная логопедическая работа проводится на логопедическом пункте по следующим направлениям:
Слайд 8 диагностическое;
коррекционное;
консультативное;
методическое.
Слайд 9
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Диагностическое обследование состояния устной и письменной речи у
младших школьников проводится в течение учебного года.
По результатам диагностического обследования составляются планы коррекционной работы и перспективные направления взаимодействия учителя-логопеда и педагогов.
Слайд 10 КОРРЕКЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Коррекционная работа по специальным коррекционно
- развивающим программам, направленная на устранение дефектов письменной и устной речи, проводится в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
Слайд 11 На индивидуальных занятиях работа ведется по следующим
направлениям:
- формирование правильного произношения;
- воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики рук.
Слайд 12 Подгрупповая работа строится на основе комплектования групп
детей, имеющих однородные речевые нарушения.
Работа направлена на автоматизацию звуков, обогащению и активизацию словаря, развитию грамматического строя речи, формирование навыков словообразования, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование связной речи.
Слайд 13 На фронтальных занятиях проводится следующая работа:
-закрепление правильного
произношения звуков;
-различение на слух звуков;
-дифференциация правильно произносимых звуков;
-усвоение слов различной звуко-слоговой сложности;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие диалогической и монологической речи.
Слайд 14 Эффективность коррекционных упражнений зависит
от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
-систематичность проведения;
-распределение их в порядке нарастающей сложности;
-подчиненность заданий выбранной цели;
-чередование и вариативность упражнений;
-воспитание внимания к речи.
Слайд 15 Коррекционная работа, направленная на устранение нарушений
письменной речи у младших школьников ведется по следующим направлениям:
развитие графомоторных навыков;
развитие пространственно-временных представлений;
работа на фонетическом уровне (развитие фонематического восприятия, звукового анализа, дифференциация букв, имеющих кинестетическое сходство, дифференциация фонем, имеющих аккустико - артикуляционное свойство).
Слайд 16Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на количественное и качественное расширение
и активизацию словаря, развитие слогового и морфемного анализа и синтеза слов, развитие функций словоизменения и словообразования. Коррекционная работа на синтаксическом уровне акцентирует свое внимание на формирование синтаксических обобщений и представлений о структуре предложений.
Слайд 17 КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В рамках оказания практической помощи педагогам и родителям, проводятся консультации, тематические собрания, открытые и совместные занятия с детьми и родителями.
Слайд 18МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В рамках образовательной программы учреждения разработана программа логопедического и
психологического сопровождения для детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной речи.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Слайд 20 • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового
чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.