Слайд 1Система работы педагога-психолога в образовательном учреждении по профилактике суицидального поведения, кибербуллинга
и безопасности интернета.
Никитина Валерия Валерьевна
Педагог-психолог
ГБОУ СОШ №34
г.Севастополя
Слайд 2Все связано со всем…
Леонардо да Винчи
Слайд 3Данные статистики
Среди детей в возрасте от 12 – 16 лет ,
Интернет используют 85%
95% подростков выходят в Интернет с домашних компьютеров
50% выходят в Интернет, в то время, когда находятся дома одни.
Каждый 6-ой ребенок проводит в сети больше суток в неделю.
Только треть родителей реально обеспокоена тем, какие страницы их ребенок просматривает в Сети.
Слайд 4У детей, выросших в социальных сетях, утрачиваются навыки межличностного общения, развивается
синдром гиперактивности, отмечается подъем психотических проявлений, таких как бред, беспокойство, спутанность сознания, тревога, повышенная уязвимость, формируется ощущение безнаказанности, отсутствуют знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения и т.д. Часть информации, которую дети публикуют на своих страницах, может сделать их уязвимыми для фишинговых сообщений, киберугроз и интернет-похитителей.
Слайд 5Опасности для детей
Мошенничество
Буллинг
Пропаганда анорексии
Разглашение персональной информации
Киберпреследование (рассылка оскорбительных сообщений и эл.
писем)
Педофилия
Пропаганда наркотических и психотропных веществ
Пропаганда суицида
Слайд 6БУЛЛИНГ - длительное запугивание, унижения, травля, физический или психологический террор, направленный
на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе, который не способен защитить себя в данной ситуации
Слайд 7КИБЕРБУЛЛИНГ – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом
с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени, в отношении жертвы, которая не может легко защитить себя
Слайд 8Статистика
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли,
6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.
Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и
в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Слайд 9В связи с этим в школе разработаны и реализуются:
Программа первичной профилактики
компьютерной и игровой зависимости как необходимое условие социально-психологической безопасности неовершеннолетних.
Программа педагога - психолога по профилактике суицидальных намерений у учащихся
Слайд 10Цели программ:
изменение ценностного отношения детей и подростков к данной проблеме и
формирование личной ответственности несовершеннолетних за своё поведение
предполагается сдерживание развития компьютерной и игровой зависимости несовершеннолетних за счёт пропаганды здорового образа жизни,
формирование «антизависимых» установок,
формирование навыков самоконтроля,
обучение бесконфликтному общению, конструктивным способам разрешения конфликтов, повышении показателей групповой сплоченности.
Профилактическая работа в учреждении образования непременно должна вестись со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
Слайд 11Нормативно-правое обеспечение
Федеральный уровень
1. Закон «Об образовании» № 273 ФЗ от 29.12.2012.
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. «Об утверждении правил размещения на официальных сайтах ОУ и информационно-коммуникативной сети «Интернет» и обновления информации об ОУ»
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Слайд 12 Школьный уровень
1. Локальный акт «Правила использования сети Интернет»
2. Регламент по работе
учителей и школьников в сети Интернет
3. Инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися общеобразовательного учреждения сети Интернет.
4. Приказ ГБОУ СОШ №34 №17/2-ОД от 20.01.2016 «О запрете пользования мобильными телефонами во время образовательного процесса»
5. Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете»
Слайд 13Технический контроль
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на
них негативное воздействие, установлена специальная система фильтрации, исключающая доступ к такой информации. Блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Антивирусная программа установлена на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.
Слайд 14
Профилактическая работа с детьми
В начальной школе –
в виде сказок, игр.
«Компьютер- наш друг и враг»,
«Правила поведения в Интернете» и др.
«Гимнастика для глаз» и др.
Слайд 16В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов
занятие
«Компьютерная и игровая зависимость» 7 кл.
Слайд 17Занятие с элементами тренинга «Вред и польза соцсетей» 8 кл.
Слайд 18Занятие «Что такое кибербуллинг?»
7-8 кл.
Слайд 20Диспут «Каждый выбирает для себя»
9 кл. (студенты-практиканты СевГу)
Слайд 21В старшей школе
в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях,
конкурсах, мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки, буклеты, памятки для учащихся «Безопасность в Интернете» «Смысл жизни» и т.д.
Слайд 22В работе с педагогами школы
своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и
обеспечение их психологической поддержкой;
формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
профилактика здорового образа жизни;
проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, случаев буллинга, словесных высказываний или изменений в поведении;
оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
контроль посещаемости занятий и прогулов;
осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства - токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.,
Слайд 23Профилактическая работа с родителями
родительские собрания («Безопасный Интернет - детям», «Опасности социальных
сетей»),
индивидуальные беседы, лекции.
Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители.
Только они могут полностью контролировать своих детей.
Слайд 24Родительское собрание
«Опасности социальных сетей»
Педагог- психолог
ГБОУ СОШ №34
Никитина В.В.
Слайд 25В диагностике использую тесты, методики, анкеты:
ТЕСТ ТАКЕРА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
(модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.)
Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Тест на детскую Интернет-зависимость (Родителям)
Анкета-опросник (Кибербуллинг)
И др.
Слайд 26Для всех участников образовательного процесса разработаны памятки, советы
по антисуицидальному поведению учащихся,
безопасной работе в сети интернет,
профилактике негативных последствий кибербуллинга.
Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей
и др. актуальным вопросам
Слайд 27Памятка для родителей
АНТИСУИЦИД
Уважаемые родители!
Запомните, если у
вас с ребенком есть эмоциональная привязанность, он никогда не уйдет из жизни!!! Если ваш ребенок будет знать, что есть близкий и родной человек, к которому можно прижаться, выплакаться и получить поддержку и одобрение и самое главное получить Любовь он никогда не расстанется с жизнью добровольно.
Задача родителя - формировать у ребенка АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. А сделать это может только ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗДОРОВЫЙ РОДИТЕЛЬ!
Если вы хотите сохранить жизнь вашего ребенка, вырастить его здоровым следуйте простым, но важным правилам:
1. Решите свои проблемы, без этого вы не сможете выполнять остальные пункты.
2. . Научитесь не выливать негатив на ваших детей.
3. Постоянно общайтесь с ребенком ( позитивно общайтесь, а не только по поводу уроков или уборки!!!).
4. Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы и возможности.
5. Внушайте оптимизм ( для этого вам нужно быть оптимистичными, все в жизни решаемо, кроме смерти!!!).
6. Окружите ребенка теплом и вниманием.
7. Будьте внимательны к поведению ребенка, слушайте что говорит вам ребенок, наблюдайте за микро изменениями.
8. Анализируйте отношения со сверстниками, знайте круг общения вашего ребенка. Следите за изменениями.
Слайд 28Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию:
Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь
с подростком.
Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий, вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.
Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.
Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления в сложных, критических для него жизненных ситуациях.
При необходимости обращаться за консультацией к специалисту.
Слайд 30В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал учителя только об
одном: что будет после смерти? Учитель только смеялся и ничего не отвечал. Потом ученики спросили, почему он все все время уклоняется от ответа? — Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, – ответил учитель. — И всё-таки, есть жизнь после смерти, или нет? – упорствовал один из учеников. — Есть ли жизнь ДО смерти – вот в чем вопрос, – ответил учитель.