Слайд 3ДЕТИ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР)
Слайд 4
это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при
поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Слайд 5Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют
дети с задержкой психического развития
ЗПР — это аномалия развития, которая чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям
Слайд 6В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Нарушения конституционального развития ребенка, из-за
которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Слайд 7 При рождении выявить у детей ЗПР нельзя:
Чаще всего у них нет
пороков в физическом облике
Поэтому:
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал
Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Слайд 8 в педагогической сфере выделяют следующие виды ЗПР:
Задержка психического развития конституционного
происхождения
Задержка психического развития соматогенного происхождения
Задержка психического развития психогенного происхождения
Задержка психического развития церебрастенического происхождения
Слайд 9Задержка психического развития конституционного происхождения
Гармонический инфантилизм
Эмоционально-волевая сфера находится на более ранней
ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.
Повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
Слайд 10Непосредственность
Повышенное настроение
Не соблюдает дисциплину
Поведение зависит настроения
Активен во вне учебное время, а
на занятиях
активность снижена
Трудно сосредоточиться
Самооценка завышена
Недостатки не осознаёт, к самоанализу не способен
Часто создаёт конфликтные ситуации
Слайд 11Задержка психического развития соматогенного происхождения
Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической
недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Слайд 12Для соматического инфантилизма характерно:
Неуверенность и боязливость, связанные с ощущением своей физической
неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
Слайд 13Ограниченный круг общения
Нарушение межличностных отношений
Затруднена переключаемость внимания
Нерешительность и внушаемость
Избегает трудностей
Склонность к
аффективным вспышкам
Слайд 14Задержка психического развития психогенного происхождения
Обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному
формированию личности ребенка
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
Слайд 15Пассивность
Интерес к учёбе снижен
Тревожность и настороженность
Слайд 16Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения
Вызвана органическим поражением ЦНС
вследствие патологии беременности(тяжелые
токсикозы,
инфекции, интоксикации, травмы
резус-конфликт), недоношенность, асфиксии
и травмы при родах.
Слайд 17Неусидчивость и быстрая утомляемость
Капризность
Внимание привлекается с трудом, неустойчивое, переключаемость снижена
Высокая отвлекаемость
и рассеянность
Часто путает левую и правую руку
Слайд 18
Обучение детей с ЗПР
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7
вида
Коррекционно – развивающие классы при общеобр.школах
Д.сады комбинированного вида (смешанные группы)
Специальные д.сады для детей с ЗПР
Приём по заключению ПМПК с согласия родителей;
1 ступень – нач.общее обр.
2 ступень – основное общее обр.
Наполняемость кл. – 12 чел.
Занимаются по учебникам массовых школ по спец. программам
*Базовые учеб.предметы
*Общеобразоват.
*Занятия предметной направленности
Слайд 19Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1.
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Слайд 20 4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
6. Использование многократных указаний, упражнений.
7. Проявление большого такта со стороны учителя
Слайд 21 8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем
веры в свои силы.
9. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
10. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций/
Слайд 22Качества, необходимые педагогу для работы с детьми ЗПР:
ТЕРПЕНИЕ
УСИЛИЕ
ТАКТИЧНОСТЬ