Слайд 1Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Слайд 2
Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы
от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.
В период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается.
Слайд 3Причины возникновения состояний эмоционального выгорания
высокую эмоциональную включенность в деятельность —
эмоциональную перегрузку (34%);
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);
жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);
организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);
ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).
Слайд 4Перечень психических процессов,
поведенческих реакций, проявляющихся
в состоянии эмоционального выгорания (в %)
Слайд 5Программа профилактики
Цель: Достижение данной цели предполагало: информирование о симптомах и факторах
синдрома эмоционального выгорания, повышение уровня коммуникативных навыков, компетентности в области разрешения конфликтов, овладения приемами снятия симптомов стресса, выработки навыков саморегуляции и тайм- менеджмента.
Слайд 6Блок 1. Представление об эмоциональном выгорании.
Основные задачи:
- информирование об эмоциональном
выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
- актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
- обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Слайд 7Блок 2. Коммуникативная компетентность.
Основные задачи:
- информирование о 3-х компонентной
структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
- осознания своих коммуникативных особенностей;
- выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Слайд 8Блок 3. Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
- информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
- осознание своего поведения в конфликте;
- формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Слайд 9Блок 4. Саморегуляция.
Основные задачи:
- информирование о саморегуляции, ее основных
методах, приемах снятия стресса.
- актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
- обучение основным приемам саморегуляции.
Слайд 10Блок 5. Целеполагание и управление временем.
Основные задачи:
- информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
- анализ использования рабочего времени, его планирование;
- выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Слайд 11Рекомендации педагогу
1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
Слайд 12
3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение
такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.
Слайд 13
5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы
не можем избежать конкуренции. Но слишком большое карьерные устремления создают напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
6) Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных педагогических ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для
него разумное решение возникшей у него проблемы.
Слайд 14
7) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом
и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.
Слайд 15Упражнения для коррекции
Упражнение “Баланс реальный и желательный”
Предлагается нарисовать круг, в
нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Слайд 16Упражнение “Стратегии самопомощи”
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: “Что я
могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?”
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Слайд 17
Упражнение «Шаги к успеху»
Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к
открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.
Инструкция
1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими?
Пример:
• выбор темы,
• составление необходимых этапов занятия,
• составление плана занятия,
• написание работы по плану,
• редактирование окончательного варианта.
2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.
3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.
Слайд 18
Упражнение «Вредные советы»
Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.
Инструкция.
Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».
Анализ
• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
• Каковы были последствия?
Примеры «советов»
1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.
2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.
3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.
Слайд 19
Упражнение «Обещание самому себе»
1. Запишите три пункта, которые вы могли бы
сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.
2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Ваш лист может выглядеть примерно так:
Личная сфера
1. Взять отпуск
2. Делать зарядку
3. Встретиться с близкой подругой
Профессиональная сфера
1. Договориться о супервизии
2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом
3.Прогуливаться в конце рабочего дня
Организационная сфера
1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания
2. Устроить вечеринку сотрудников
3. Собраться для обсуждения