Слайд 2
В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в
большей степени согласны
— А или Б.
1. А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.
Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.
Слайд 32. А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для
его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.
Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету
Слайд 43. А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения,
ничего не вызывают.
Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.
Слайд 54. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше
и опытнее его.
Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
Слайд 65. А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных
сверстников.
Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
Слайд 7Подсчитайте результаты:
Если вы выбрали 5 утверждений, обозначенных буквой Б, то вы
— наш единомышленник.
Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3 утверждения, то все равно вы — с нами.
Если из всех выбранных вами утверждений не более 1-2 обозначены буквой Б, то вряд ли эта презентация покажется вам полезной.
Слайд 8Учитель и проблемы дисциплины
Слайд 10Три подхода к
«философии дисциплины»:
«Руки прочь»;
«Твердая рука»;
«Возьмемся за руки».
Слайд 11Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:
Распознать истинный мотив
проступка.
В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
Выбрать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
Слайд 12Три основных закона поведения:
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных
обстоятельствах.
2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи.
Слайд 131-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
Слайд 14
2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя
принадлежащими к школьной жизни.
Слайд 15Школьный план действий:
Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.
Шаг № 2.
Понимание мотива «плохого» поведения.
Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного школьного плана действий.
Слайд 16Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка
Это означает умение:
Собирать и точно
формулировать факты.
Избегать субъективных оценок.
Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время»
не могут фигурировать
в объективном описании
поведения.
Слайд 17Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения
Нарушая дисциплину, ученик
может не осознавать что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи
Слайд 18Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки»
на уроке
Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого
поведения
в будущем.
Слайд 19Свойства педагогического воздействия
Педагогическое воздействие должно быть:
Быстрым;
Верным;
Неминуемым,
обязательным.
Слайд 20
Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения
Самоуважение
школьника формируется, когда он:
ощущает свою состоятельность в учебной деятельности;
строит и поддерживает
приемлемые отношения
с учителем
и одноклассниками;
вносит свой особый вклад
в жизнь класса и школы.
Слайд 21Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию школьного плана
действий
Разработка школьного плана действий для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями.
Слайд 22Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
повышаем голос,
произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»,
оставляем последнее слово за собой,
используем такие позы и жесты, которые «давят»,
разговариваем с сарказмом,
даем оценку характеру ученика,
действуем с превосходством,
используем физическую силу,
втягиваем в конфликт других людей,
настаиваем на своей правоте,
передразниваем учеников,
сравниваем одного ученика с другим….
Слайд 23Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание:
Игнорируйте демонстративное
поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».
Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».
Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите с портретом. Временно прекратите вести урок.
Слайд 24Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание:
Задавайте прямые
вопросы.
Попросите об одолжении.
Измените деятельность.
Благодарите учеников.
Пересадить ученика
на другое место.
«Стул размышлений».
Слайд 25Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, с мстительным
поведением?