Презентация, доклад к семинару Исследования З. Фрейда и его вклад в глубинно-ориентированную психологию.

Слайд 1

СЕМИНАР

Исследования З. Фрейда
и его вклад

в глубинно-ориентированную
психологию.
Автор-составитель:

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ г. Ростова-на-Дону
Величко А. С.
СЕМИНАРИсследования З. Фрейда и его вклад в глубинно-ориентированнуюпсихологию. Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ г.

Слайд 2


З.Фрейд  австрийский психолог, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию,  медицину,  социологию,  антропологию,  литературу и искусство XX века.
Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.


Слайд 3


Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.


Слайд 4


Одним из основных научных достижений Фрейда является разработка оригинальной для своего времени структурной модели психики человека. В ходе многочисленных клинических наблюдений учёный предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго») и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»)

Структура личности по З. Фрейду


Слайд 5«Я» (Эго)
- Я» — это, по сути, и

есть личность человека, олицетворение его разума, «Я» осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума, и его основная функция заключается в поддержании взаимосвязи между инстинктами и действиями.
- Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.
- Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
- Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.
Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма.
«Я» (Эго)    - Я» — это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума,

Слайд 6


Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
«Сверх-Я» является психической инстанцией, которая включает «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть— в метафорическом значении „Сверх-Я“ выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи»

Сверх- я (Супер Эго)


Слайд 7«Оно» (Ид)
- «Оно», согласно фрейдовской концепции, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками

человека и служащую основой для двух других проявлений личности, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.
- «Оно» полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией.
- Согласно Фрейду, «оно» — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.
- Являясь самой старой исходной структурой психики, «оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
«Оно» (Ид)- «Оно», согласно фрейдовской концепции, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека и служащую основой для двух

Слайд 8


Другим важнейшим достижением Фрейда является открытие психосексуальных фаз развития человека. В наиболее общем смысле под термином «психосексуальное развитие» понимается «движение ребёнка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола». Психосексуальное развитие чрезвычайно важно для становления личности — именно в ходе прохождения всех его этапов закладываются предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем. Фрейдом было выделено пять таких стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная


Слайд 9


Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках:

1. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

2. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.


Слайд 10


Психосексуальные стадии развития личности

1. Оральная стадия;
2. Анальная стадия;
3. Фаллическая стадия;
4. Латентная стадия;
5. Генитальная стадия.


Слайд 11


Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал типы личности, возникающие при фиксации на данной стадии:

Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает “материнского” отношения к себе. Он (она) характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.

Орально-агрессивный – выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.


Слайд 12


Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.


Слайд 13


Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти, агрессивности и потребности в близости.


Задача овладения своими агрессивными импульсами, решение проблемы собственной амбивалентности есть итог анальной стадии развития ребёнка.


Слайд 14


Фаллическая (Эдипова) стадия

Фаллическая (Эдипова) стадия – период между тремя и шестью годами. Интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями.

По мнению Фрейда, дети имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, как правило, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется Эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры.


Слайд 15


Основой для всей психоаналитической теории Фрейда послужила концепция эдипова комплекса, суть которой заключается в обозначении амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям; сам термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. В понимании Фрейда мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация обратна и носит название «Комплекс Электры»). Эдипов комплекс развивается в возрасте трёх — шести лет, и его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола, или «идентификация с агрессором») принципиально важно для ребёнка. Разрешение («разрушение») комплекса ведёт к переходу от фаллической стадии развития к латентной и является фундаментом для образования «Сверх-Я»; авторитет родителей, таким образом, «перемещается» вовнутрь психики — разрешённый эдипов комплекс становится основным источником чувства вины (которым «Сверх-Я» воздействует на «Я») и одновременно знаменует окончание периода инфантильной сексуальности индивидуума.


Слайд 16


Латентный период

Латентный период выделяется в промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста и определяется как фаза сексуального затишья. Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как по его мнению сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.


Слайд 17



Генитальная (пубертатная) стадия

Генитальная (пубертатная) стадия – это период, продолжающийся от зрелости до смерти. Её начальная фаза обычно совпадает с началом школьного обучения и характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Получается, что вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта. Развитие в норме ведёт к выбору брачного партнера и созданию семьи.


Слайд 18Можно стадии психосексуального
развития для наглядности
представить в виде таблицы

Можно стадии психосексуального развития для наглядности представить в виде таблицы

Слайд 19Про эрос и танатос
Фрейд считал, что у каждого человека имеется определенное

ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.
Про эрос и танатосФрейд считал, что у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность.

Слайд 20З. Фрейд выделял две основные группы инстинктов:


Инстинкты жизни Первая группа (под

общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).
Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Инстинкты смерти Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал:
“ Цель жизни является смерть”.
З. Фрейд выделял две основные группы инстинктов:Инстинкты жизни  Первая группа (под общим названием Эрос) включает все

Слайд 21Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». – М., 1998
Лосева В.К., Луньков

А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995
Фрейд З. «Психология сексуальности». Мн.: «Прамеб». 1993. 
Фрейд З. «По ту сторону принципа удовольствия». – М., 1992
Фрейд З. «Психоаналитические этюды» /Сост. Д.И.Донской, В.Ф.Круглянский. – Минск, 1997


Список литературы:

Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». – М., 1998Лосева В.К., Луньков А.И. «Психосексуальное развитие ребёнка». М, 1995

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть