Слайд 1Возрастные особенности учебной мотивации школьников
Слайд 2Принято выделять три периода:
младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных
классов),
средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов),
старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15—17 лет, учащиеся 10—11 классов).
Слайд 3Результаты исследования школьной мотивации в 1-х классах . Анкета «Моё отношение
к школе»
Слайд 4Результаты исследования школьной мотивации во 2 «а» классе. Анкета для оценки
уровня школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой)
Слайд 5Результаты исследования школьной мотивации в
3 «а» классе. Анкета для оценки
уровня школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой)
Слайд 6Если проследить общую динамику мотивов учения от I к III классу,
то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний.
Слайд 7Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным
фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.
Слайд 8Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с
которым ребенок приходит в I класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.
Слайд 9Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же
проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Эту тенденцию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблюдают учителя, ее фиксируют и специальные исследования. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I-II классах и заметно снижается в III –IVклассах.
Слайд 10Динамичность мотивации таит в себе опасность. Если не управлять ею, наблюдается
снижение ее уровня, не формируются общественно ценные мотивы. Задача повышения качества знаний, умений, навыков требует максимума внимания к мотивационной сфере учения. Возникает необходимость управлять не только умственными действиями, но и мотивами усвоения знаний.
Слайд 11Младший школьный возраст
ПОЗИТИВНОЕ
Отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность.
Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников.
Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться
НЕГАТИВНОЕ
интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться.
До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе (это нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке фиксируется прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей).
Слайд 12Итак, мы можем сделать следующий вывод: развитие личности, начавшееся в дошкольном
детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
Слайд 13Диагностика учебной мотивации Методика: Доминирующие мотивы Цель: выявить доминирующие мотивы в
обучении 9 «а» класс
Слайд 14Из таблицы видно, что преобладающими мотивами в обучении являются мотивы самоопределения
и самосовершенствования, мотивы собственного благополучия, мотивы избегания неприятностей, а также мотивы содержания учебной деятельности.
Слайд 15Диагностика учебной мотивации Методика: Доминирующие мотивы Цель: выявить доминирующие мотивы в
обучении 9 «б» класс
Слайд 16Из таблицы видно, что преобладающими мотивами в обучении являются мотивы самоопределения
и самосовершенствования, мотивы собственного благополучия, а также мотивы содержания учебной деятельности.
Слайд 17Средний школьный возраст
позитивное
Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: «потребность во
взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе;
особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками;
стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
стремление подростка к самостоятельности;
увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей избирательности.
Слайд 18Средний школьный возраст
негативное
Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит
к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;
Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого;
Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы;
Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.
Слайд 19Рекомендации:
Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять
в том, что учитель добивается углубления знаний у учащихся и их конкретизации, а со школьниками, имеющими выраженные стержневые интересы, учитель работает прежде всего над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей.
Для развития процессов целеполагания также большое значение имеет вовлечение школьника, наряду с обучением, и в другие виды деятельности (общественно-политическую, общественно-полезную, спортивную и др.
Слайд 20Диагностика учебной мотивации Методика: Доминирующие мотивы Цель: выявить доминирующие мотивы в
обучении
10 «а», 10 «б» класс
Слайд 21Из таблицы видно, что преобладающими мотивами в обучении для 10а являются
мотивы собственного благополучия, самоопределения и самосовершенствования, а для 10б являются мотивы самоопределения и самосовершенствования, мотивы долга и ответственности, а также мотивы собственного благополучия.
Слайд 22
Старший школьный возраст
позитивное
Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает
не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.
Интенсивно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности.
Появляется стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, к определению сильных и слабых сторон своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в ходе обучения.
Возрастает мотив получения хорошей отметки учителя, что связано с итогами обучения в средней школе, отражаемыми в аттестате зрелости. Если сопоставить развитие познавательных и социальных мотивов, то наблюдается некоторое различие между интенсивностью их формирования.
Слайд 23
Старший школьный возраст
негативное
Недостаточно осознаются старшеклассниками убеждения и идеалы, лежащие
в основе положительного отношения к обучению, так как учащиеся не всегда видят связь между ними и мотивацией.
Причинами снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности старшеклассников, неспособность педагога к применению современных методических приемов, ограниченность педагогических возможностей учителя, особенности его личности.
Конфликтные эмоции возникают у старшеклассника при осознании несоответствия своих возможностей тем требованиям, которые предъявляются к той или иной профессии
Слайд 24Рекомендации:
Для старшего школьного возраста остается актуальной воспитательная задача предоставления молодым людям
широкого поля деятельности, что поможет им адекватно осуществить жизненный выбор. В условиях узкого круга задач, например при ранней специализации, школьнику не предоставляется возможности проверить себя в разных видах деятельности, поэтому ранняя узкая специализация не вполне оправдывает себя в деле формирования разносторонней развитой личности.
Слайд 25Педагогические средства развития учебной мотивации
Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного
материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр.
Слайд 26Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного
обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.
Слайд 27Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения:
использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
Слайд 28Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению
совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.
Слайд 29Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних
и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).