Слайд 1
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Педагогический совет
Слайд 2На что направлен системно-деятельностный подход
Преобразование школы на основании введения системно-деятельностного
подхода, включающего расширение внеурочных форм учебной деятельности,
изменение системы оценивания,
учет возрастных особенностей школьников,
обеспечение насыщенной информационно-образовательной среды
Основная задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
Слайд 3КОГДА ЛЮДЕЙ СТАНУТ УЧИТЬ НЕ ТОМУ,
ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ,
А
ТОМУ, КАК ОНИ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ,
ТО ТОГДА ИСЧЕЗНУТ
ВСЯКИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ
«Системно-деятельностный подход
в обучении как основа реализации ФГОС»
Слайд 4СД предполагает
использование дидактических принципов
1) Принцип деятельности - заключается в том,
что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует формированию его общекультурных и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 5Дидактические принципы
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта.
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Слайд 6Дидактические принципы
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало
в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
учитель начальных классов (надомное обучение (из опыта работы))
8)Принцип связи уровня развития ребенка с обучением - Возрастные возможности младших школьников и подростков не являются “натуральными”, природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые потенциальные возможности возраста.
учитель физкультуры и ОБЖ (ГТО (из опыта работы))
Слайд 7Дидактические принципы
9) Принцип поиска – предполагает, что существенные свойства изучаемого предмета
не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для детей внутренней логикой содержания обучения.
Если эти принципы системно воплощаются в учебном процессе на протяжении всей школы, то происходит расширение возрастных возможностей школьников.
Слайд 8Выделяют следующие действия
Изучать
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
уметь извлекать пользу из
опыта;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Слайд 9Выделяют следующие действия
Думать
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому
или иному явлению;
уметь противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Слайд 10
Адаптироваться
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойкость перед трудностями.
Приниматься за дело
включаться
в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Слайд 11Чем должен руководствоваться учитель
Главным есть не предмет, которому вы учите, а
личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Слайд 12Чем должен руководствоваться учитель
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Развивайте творческое мышление;
познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Чаще показывайте ученикам перспективы иx
обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить
усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные группы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников,
их интересы, особенности развития.
Слайд 13Чем должен руководствоваться учитель
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему
предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Слайд 14ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД СОЗДАЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ВСЕХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТО ЕСТЬ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МИНИМАКСА, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ, ЦЕЛОСТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ, НЕПРЕРЫВНОСТИ, ВАРИАТИВНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОХОЖДЕНИЕ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ЭТАПОВ УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЙ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИТЬ ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ
вывод