Презентация, доклад к педагогическому совету Формирование смыслового чтения

Содержание

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро

Слайд 1Формирование смыслового чтения
Доклад к педагогическому совету
©Е.И.Лебедева, учитель русского
языка и литературы


МКОУ Новлянской ООШ
Формирование смыслового чтенияДоклад к педагогическому совету©Е.И.Лебедева, учитель русского языка и литературы МКОУ Новлянской ООШ

Слайд 2Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Слайд 4Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей

его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.

Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности

Слайд 5умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его

цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Основные умения смыслового чтения:

умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из

Слайд 6Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в

структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий: -

Слайд 7Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I

этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:I этап. Работа с текстом до чтения.II

Слайд 8I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
I этап. Работа с текстом до чтения.1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

Слайд 9II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение

текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или

Слайд 103. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение,

беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов,

Слайд 11III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа

по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Слайд 124. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции,

воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяетсярассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к егопониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливаетсячитательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для

Слайд 13Система специальных упражнений

1.Работа со словом
Без внимательной работы со словами не может

быть понимания текста. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Система специальных упражнений1.Работа со словомБез внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарную работу можно

Слайд 142.«Работа с вопросником»
Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к

тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
2.«Работа с вопросником»Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти

Слайд 153.«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь

после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
3.«Взаимоопрос»Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг

Слайд 164. «Глоссарий»
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.


Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте
4. «Глоссарий» Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Учитель предлагает посмотреть на список слов

Слайд 175.«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.


1.Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу».
2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
5.«Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. 1.Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по

Слайд 186. Сюжетные таблицы

6. Сюжетные таблицы

Слайд 19Типы вопросов для осмысления текста
Простые вопросы.
Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то

факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.
Уточняющие вопросы.
Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы.
Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы.
Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Оценочные вопросы.
«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы.
«Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Типы вопросов для осмысления текстаПростые вопросы.Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.Уточняющие вопросы.Начинаются

Слайд 20Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся
5 - 6

классы:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся 5 - 6 классы: «Удовлетворительно» - учащийся может составить

Слайд 217-8 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную

мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
7-8 классы: «Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и

Слайд 229 класс:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста,

определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию /личности/ предмету.
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию /личности/ предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.
9 класс: «Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить

Слайд 23Вывод
1.Формирование смыслового чтения – обязанность каждого учителя-предметника.
2.Отслеживание сформированности смыслового чтения необходимо

проводить по всем предметам:
гуманитарный цикл – не реже одного раза в четверть
естественно-математический цикл – не реже двух раз в год
3.Разработка инструментария по каждому предмету (анкеты, тесты, наблюдение, КИМы)
4.По каждой теме разработать словарь понятий, обязательный для каждого ученика
5.Активизация мотивации чтения, в том числе через библиотеку
Вывод1.Формирование смыслового чтения – обязанность каждого учителя-предметника.2.Отслеживание сформированности смыслового чтения необходимо проводить по всем предметам: гуманитарный цикл

Слайд 242.Шаблон презентации: учитель иностранного языка
МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахторина О.

В.

Источники

1.По материалам бесплатного курса «Смысловое чтение и работа
с текстом на уроках не только литературы». Образовательный портал "Мой университет"

2.Шаблон презентации: учитель иностранного языкаМОУ СОШ №1 г. Камешково Шахторина О. В.Источники1.По материалам бесплатного курса «Смысловое чтение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть