Слайд 1СЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР МБОУ «СОШ № 2 С.НОГИР ИМ.Х.ТОТРОВА»
ХУБЕЦОВА ДЕЛЯРА КАМБОЛАТОВНА
17.03.2015Г.
«Инновационные формы
организации работы
самостоятельной работы
учащихся в системе личностно-ориентированного
обучения».
Слайд 3 СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
ТРЕБУЕТ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. РЕЧЬ ИДЕТ О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЗНАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИЯ СТАНОВЯТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СООТВЕТСТВЕННО И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НАЦЕЛЕНА НЕ СТОЛЬКО НА УСВОЕНИЕ СУММЫ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, СКОЛЬКО НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ИЗМЕНЯЮТ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗРАСТАЮТ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ , УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ .
Слайд 4САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - ЭТО МЕТОД, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ УЧИТЕЛЮ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. РАБОТАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, УЧЕНИК ДОЛЖЕН ПОСТЕПЕННО ОВЛАДЕТЬ
ТАКИМИ ОБЩИМИ ПРИЕМАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КАК ЯСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ,
ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, ПРОВЕРКА,
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, ОСОБЕННО ВАЖНУЮ РОЛЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА.
ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ АКТИВИРУЕТСЯ
УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИВИВАТЬ НАВЫКИ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ
НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЕ ВИДЫ, ТО У ДЕТЕЙ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИВАЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ, ОНИ СТРЕМЯТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ БОЛЕЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ.
КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ С/Р ЧАЩЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА УРОКАХ И ДОМА С ЦЕЛЬЮ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ТАК ЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВТОРЕНИЯ, СИСТЕМАТИЗАЦИИ
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
Слайд 5САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - ЭТО ТАКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОГДА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ УЧЕНИКА, ЕГО УМСТВЕННЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ОПЕРАЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ЗАВИСЯТ И ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ САМИМ УЧЕНИКОМ.
ПРИСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО НА ЛЮБЫХ УРОКАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ТАК КАК ОНИ ТРЕНИРУЮТ ВОЛЮ, ВОСПИТЫВАЮТ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ДИСЦИПЛИНИРУЮТ УЧАЩИХСЯ.
УЧИТЕЛЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
РАБОТУ УЧЕНИКОВ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Слайд 6
Проектная работа в
начальной школе
Слайд 7САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ
ЦЕЛИ, С КОТОРОЙ ОНА ПРОВОДИТЬСЯ. ЕСЛИ С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРИТЬ, КАК ДЕТИ СПРАВЛЯЮТСЯ С ДОМАШНИМ
ЗАДАНИЕМ, ТО ОНА ДАЕТСЯ В НАЧАЛЕ УРОКА, ПРИ ЭТОМ БЕРУТСЯ ЗАДАНИЯ АНАЛОГИЧНЫЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ДАНЫ НА ДОМ. ПО ВРЕМЕНИ ОНА ЗАНИМАЕТ 5-10 МИНУТ. ЕСЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРОВОДИТСЯ С ЦЕЛЬЮ ПОСМОТРЕТЬ, КАК ДЕТИ УСВОИЛИ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, ТО ОНА ДАЕТСЯ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ. ПО ВРЕМЕНИ ОНА ЗАНИМАЕТ 5-10 МИНУТ. ТАКИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДАЮТСЯ ДЕТЯМ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ПРОЙДЕННОМ МАТЕРИАЛОМ ЗАНИМАЮТ 15-20 МИНУТ
Слайд 8ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ,
2.РАБОТА В ПАРАХ
3.РАБОТА В ГРУППАХ
4.ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ВЫБОР ФОРМЫ РАБОТЫ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕЛИ, СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЙ, УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА. ЕСЛИ ЗАДАНИЕ ПРОСТОЕ И ПОСИЛЬНО ДЛЯ
ВСЕХ, ОНО ДАЕТСЯ ВСЕЙ ГРУППЕ, И КАЖДЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО.
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ С/Р , ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ. ОНИ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ ЗАДАНИЯ РАЗНОЙ ТРУДНОСТИ.
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ С/Р. НА УРОКАХ:
1. РАБОТЫ, ОРГАНИЗУЕМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА;
2.РАБОТЫ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ;
3. РАБОТЫ, ОРГАНИЗУЕМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ;
4. ОБОБЩАЮЩИЕ С/Р.;
5. ПРОВЕРОЧНЫЕ С/Р.
Слайд 9 ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. РАБОТА С КНИГОЙ (
ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ )
2. РАБОТА С КАРТОЙ ( НА УРОКАХ ГЕОРГАФИИ, ИСТОРИИ)
3.ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦ ( ИСТОРИЯ, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК И Т.Д.)
4.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ( НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ,ФИЗИКИ , ХИМИИ, БИОЛОГИИ)
5.СОЧИНЕНИЕ ( РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА)
6.ДОКЛАДЫ, РЕФЕРАТЫ
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЙ
8.ПРОЕКТНАЯ РАБОТА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Слайд 10
КАК ВИДИМ, ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ. УМЕЛОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ИХ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА И ПРЕДМЕТА – ЭТО ГАРАНТИРОВАННЫЙ УСПЕХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ.
КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ СТРЕМИТСЯ ШАГАТЬ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ , ТЕМ БОЛЕЕ С СЕНТЯБРЯ 2015ГОДА ВСЕ ШКОЛЫ ПЕРЕХОДЯТ ВО ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА НОВЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ГДЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ БУДУТ ЕЩЕ ВЫШЕ, И РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВОЗРАСТЕТ.