Слайд 1Формирование образности речи у старших дошкольников
Слайд 2Актуальность.
В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только
знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т. п. Речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.
Слайд 3I этап.
Цель. Определение детьми разницы между двумя стилями – научным
и художественным и обращение внимания на главное отличие художественного стиля – эмоциональность, яркость.
Детям предлагается послушать и сравнить два описательных текста: один был составлен Знайкой , а другой – поэтом Цветиком.
Слайд 4Знайка дал научное энциклопедическое описание леса в осенний период: «Осенью в
лесу происходят изменения. Лиственные деревья меняют окраску с зеленого на желтый и красный цвет. Постепенно листва с ветвей опадает, образуя на земле толстый слой из опавших листьев. Деревья становятся голыми».
Цветик предложил художественное описание осеннего леса, в котором использовал средства образности, передающие его восхищение яркими красками золотой осени: «Красиво в осеннем лесу! Легкая дымка окутывает деревья. Все вокруг окрашено в золотисто-желтый цвет. Только кое-где краснеют листья осины, торжественно переливаются багряно-золотые клены и красно-бронзовые дубы. Осеннее солнце отдает последнее тепло. Его мягкие лучики озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Все гуще становится под ногами разноцветный ковер из опавших листьев, закрывая последние участки бурой травы. Красота осеннего леса очаровывает и манит под свои покровы».
Слайд 5В последующей беседе дети определяли отношение Цветика к красоте осеннего леса,
уточняли, какие слова использовал поэт для описания деревьев, листвы, солнца. Так дети начали видеть различия между текстами без использования и с использованием авторской оценки.
Слайд 6II этап.
Цель. Поиск и анализ средств образности в художественном тексте.
Слайд 7Анализ сравнений в художественном тексте предполагал ответ на вопрос: «Почему автор
так сказал?», обсуждение образных выражений: «лес, точно терем расписной», «как вышки, елочки», «листья, как мыши». Подобные упражнения способствуют осознанию и запоминанию образных выражений, развитию языкового чутья, формированию навыков использования образных средств в речи.
Слайд 8IIIэтап.
Цель. Закрепление представлений о художественном описании.
Слайд 9В работе использовалась игра «Укажи, что лишнее». Требовалось исправить текст, написанный
в деловом стиле: убрать нехарактерные для него «красивые» слова – сравнения и эпитеты.
На занятие к детям пришло заявление из зоопарка о пропаже белого медведя. В этом заявлении, написанном в деловом стиле присутствовали, при описании медведя использовались такие выражения, как: «белый как снег», «красивая пушистая шуба», «мохнатый великан». Дети определяли, почему это заявление неправильное, указывали лишние слова и выражения. Такие задания помогают детям понять назначение делового описания и увидеть разницу между художественным стилем и научным, деловым текстом.
Полученные детьми представления о художественном описании позволили углубить работу по развитию языковой образности путем формирования навыков использования в речи сравнений, эпитетов и метафор.
Слайд 10IV этап.
Цель. Использование сравнений, построенных на сопоставлении двух предметов или
состояний, имеющих общий признак.
Слайд 11На занятиях использовался символ в виде человечка Сравнилки – друга писателей,
который помогает им составлять красивые описания. В одной руке у него солнце, в другой – апельсин. Для того чтобы сравнивать так же умело, как Сравнилка, нужно быть наблюдательным. Детям представлялось стихотворение, в котором присутствовали примеры сравнений некоторых предметов.
В корзинке у Сравнилки
Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно
И с чем угодно он.
Как вербочки – цыплята,
Как солнце – апельсин,
А солнышко на небе –
Совсем как рыжий блин.
Чтение стихотворения сопровождалось показом иллюстраций.
Слайд 12После этого перед детьми раскладывались следующие картинки, в изображении которых можно
было найти сходство по какому-либо признаку. Например: цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка. Педагог показывал образец выполнения задания: «Цыпленок похож на одуванчик». Затем дети сами находили пары похожих по какому-либо признаку объектов: «Груша похожа на лампочку», «Колокольчик похож на звонок».
Слайд 13Затем дети выделяли и называли признак сравнения: «Апельсин такой же круглый,
как мячик», «Лампочка такой же формы, как и груша», «Листик такой же яркий, как огонь», «Букет цветов такой же разноцветный, красивый, яркий, как бабочка». Далее задание усложнялось. Детям требовалось выбрать два предмета, похожих на тот, что у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на пчелу».
Слайд 14Далее дети усаживались возле картины, с изображением полянки или букета и
по очереди просили цветочек, используя образные слова.
Педагог показывал пример оценивания: «Мне нравится букет, потому что в нем незабудки, как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их издалека видно». Такой пример помогал детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.
Слайд 15Но для того, чтобы, материал усваивался детьми полностью, обязательно должна проводиться
предварительная работа.
Поэтому аналогичная работа проводится и в повседневной жизни, воспитатели загадывают детям загадки, читают стихотворения, из которых не только объясняются встречающиеся образные выражения, но и подбираются новые сравнения к словам.
Слайд 16Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я - старательная
...
Слайд 17На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается ...
На опушке, у дорожки
Он растет на белой ножке.
Красным цветом красит бор
Ядовитый ...
Как видите, работа по развитию образности речи у детей продолжалась на материале детских рисунков во время занятий и с педагогом по ИЗО-деятельности
Слайд 18Для закрепления полученного опыта администрация детского сада совместно с родителями организовали
поход детей в музей, чтобы дети могли находить сравнения не только на рисунках, но и в реальных предметах.
Слайд 19В группах дети составляют образные загадки и совместно с воспитателями собирают
книги-сборники загадок.
Слайд 20Таким образом, формирование у дошкольников образности речи в описательных высказываниях –
многоступенчатый процесс. Он предполагает развитие представлений о художественном стиле речи, объяснение предназначения лексических средств образности, их распознавание в тексте и формирование навыков использования в речи.