Слайд 2Этапы
нравственного
развития
ребёнка
Слайд 3Нравственное становление — это, прежде всего, становление в семье. Начинается становление
ребенка с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к взрослой жизни. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.
Детство можно фундаментально разделить на два периода, Первый — от зачатия до 12 лет.
Второй — от 12 до 24 лет.
До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел.
Слайд 5
Внутриутробное становление — это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного
состояния, которые проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям, т.е. к бабушкам и дедушкам, и вообще ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. Ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери..
Слайд 6В православной традиции периоду вынашивания ребенка всегда придавалось и придается особое
значение. Мать, носящая в себе ребенка, часто бывает в храме, исповедуется, причащается, дома больше бывает в молитве.
Слайд 7Резерв сил, которые будут затем поддерживать человека до самой смерти, в
действиях правды, добра, в истинной любви к людям и к себе, закладывается в первый период — внутриутробный. Точнее будет сказать, что ребенок в утробе матери запечатлевает духовную способность опираться на тот или иной объем благодатных сил. Потом, после рождения, этот объем будет либо умножаться, либо оскудевать в человеке в зависимости от того, как поведут воспитание его родители, и как будет относиться к полученному богатству сам человек.
Слайд 8После рождения начинается второй период становления ребенка. Он длится до 3‑х
лет. Это время душевного развития.
Ребенок рождается. В этот период дети запечатлевают способ общения людей, прежде всего, матери и отца.
Слайд 9Внимательно, душевным взором, чувством вглядываются они во взрослых, в то, что происходит не
только в их внешнем поведении, но и в то, что происходит на душе у каждого из них. Многие матери замечают, что дети на одних взрослых реагируют плачем, к другим тянутся, хотя и видят их впервые. Каким-то образом дети распознают взрослых. Порой, даже находясь в другой комнате, заливаются плачем и не могут успокоиться до тех пор, пока чужой человек не уйдет из дома.
Слайд 10Возраст с 3 до 5 лет — это возраст телесного развития,
когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни.
Слайд 11Удивительно все устроено в природе человека: именно в этот период дети,
запечатлев в предыдущем возрасте, как нужно обращаться с окружающими, начинают активно постигать смыслы окружающей их жизни.
Слайд 12Возраст от 5 до 7 лет — этап воспитания духа, начало триады,
время строгого послушания.
Слайд 13Самообеспечение — это действие по удовлетворению личных натурных потребностей человека (ребенка) в
пище, телесном комфорте, уюте.
Работа — это действия по способностям, т.е. различного вида занятия: умственные (интеллектуальные), музыкальные, изобразительные, ремесленные, технические, пластические, в том числе спортивные, танцевальные и т.д.
И, наконец, труд — это или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания (из любви). Последнее есть то, к чему ребенок открыт на внутреннем плане. А на внешнем - в нем открыта готовность к работе. От родителей зависит, в чем будет происходить закрепление ребенка, куда пойдет запечатление больших резервов душевных сил.
Слайд 14Если в возрасте 5-7 лет ребенок запечатлел труд как отклик на
нужду окружающих людей, тогда он с 17 до 19 лет проявляет готовность к решению серьезных жизненных задач в активной трудовой деятельности.
Достаточно часты случаи, когда значительную часть свободного времени молодые люди в этом возрасте отдают праздному досугу. Одних родителей это раздражает, у других - вызывает сильное беспокойство. Им часто невдомек, что такой образ жизни повзрослевших детей они спровоцировали сами.
Слайд 15Доминирующим запечатлением детей в возрасте от 7 до 10 лет становится
почтительное отношение к взрослым.
Если до 7 лет сформировалось уважение к родителям, то с 7 лет на его основе зарождается почитание людей с богатым жизненным опытом.
Слайд 16В возрасте с 7 до 10 лет на внешнем плане ведущей
деятельностью является учебная, на внутреннем — ученическая. Посмотрите, как мудро все происходит. Сначала обретение духовных сил в утробе матери, затем способы общения от рождения до 3‑х лет, потом смыслы жизни (от 3 до 5), запечатление труда и послушания (до 7 лет) и, наконец, способность учиться (от 7 до 10 лет), то есть то, без чего в принципе невозможно в дальнейшем обретение мастерства.
Слайд 170т 7 до 10 лет
Если дети в возрасте от
7 до 10 лет испытывали чувство радости и удовлетворения от учебного труда, то тогда происходит накопление резерва душевных сил на учебную деятельность вообще, и этот резерв действует, до конца жизни. Такие дети способны к самообразованию и готовы учиться всю жизнь.
Слайд 18На витке нравственного становления в 14-17 лет повторяется период от 7
до 10 лет.
Происходит интенсивная интеллектуализация личности, оформляется отношение к учебной деятельности.
С 14- 15 лет с теми, у кого резервы для учения есть, происходит удивительная метаморфоза: они начинают активнее заниматься учебой.
Особых успехов в старших классах достигают те школьники, которые в начальной школе учились с радостью.
Такие старшеклассники на завершающем школьном этапе учатся с огромным удовольствием, достигая высоких результатов.
Слайд 19Возраст 10–12 лет - время телесного становления, время, когда присутствуют все
запечатления предыдущих периодов.
Слайд 20 10 - 12 лет
В 10-12 лет наступает период активизации множества
способностей, которые заложены в каждом человеке.
Подростки живут по принципу: «драм- кружок, кружок по фото, да ещё и петь охота».
Слайд 21Единственное, чему важно их в этот период научить, — это полноте
трудового действия, если труд как отклик на нужду они уже восприняли от 5 до 7 лет, тогда от 10 до 12 лет трудовое становление получит законченность в трудовом действии. Что такое трудовое действие? Это три ступеньки. Первая — начало трудового действия, вторая — само трудовое действие, третья — окончание этого действия.
Слайд 22
На этом этапе важно вселять в ребенка уверенность в своих силах.
Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена».
Важно хвалить ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством, внушать, что старание и настойчивость обязательно приведут к успехам.
Слайд 23 Чрезвычайно значимыми для подростков 13-15 лет становятся отношения со сверстниками,
взаимоотношения в ближайшем окружении.
Обостряется желание быть принятыми в круг «своих».
Слайд 24
В данный период авторитет родителей может резко падать, отношения с ними
могут осложняться.
Ребенок становится неуправляемым. И происходит это вследствие психофизиологических особенностей возраста.
Слайд 25
Взрослые должны быть готовы принять новое состояние подростков.
Родителям необходимо
сделать всё, чтобы сыну или дочери было спокойно и комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.
Слайд 26
Духовное развитие человека осуществляется, как и физическое, с определенной цикличностью.
На
каждом возрастном этапе решаются конкретные воспитательные задачи.
Успехи, как и неудачи, в духовно нравственном воспитании детей будут иметь отзвук на протяжении всей их последующей жизни.
Слайд 27
Современные родители должны усвоить мысль, что дети становятся лучше или хуже
не сами по себе, а в зависимости оттого, в какие отношения включаются, какие отношения семейного бытия запечатлевают в детстве.
Слайд 28
Ведь семья - это произведение искусства любви нравственных людей. Чем благороднее
воспитательные отношения в семье, тем благороднее и дети. Воспитание детей в сознании родителей должно стать величайшей нравственной ценностью.