Слайд 1Учитель –дефектолог- первой категории, логопед- высшей категории:
Синякова Нина Викторовна
2017 год.
«Дети
с расстройством аутистического спектра»
Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение
центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию №15»
Структурное подразделение
Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Набережная д. 20
Слайд 2Что такое аутизм?
Аутизм – это распространенное психическое заболевание, связанное с ослаблением
или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром.
Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами
Слайд 3Теории происхождения аутизма
1. Психогенная природа аутизма
Беттельхайм: теория «холодной матери»
2. Генетическая природа
аутизма
Этиологические факторы:
Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности);
Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери);
Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
Слайд 43. Органическое происхождение аутизма – возможность мозговой локализации поражения
4. Нарушения психофизиологических
механизмов:
Первичное снижение витального тонуса;
Нарушение уровня бодрствования;
Патология восприятия
Нарушения речи
5. Психологические теории
Эмоциональные нарушения
Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
=>Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская О.С.)
Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)
(трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)
Слайд 5Главные признаки аутизма
Существует 3 главных признака аутизма у детей, которые проявляются
в той или иной степени.
Нарушение социального поведения.
Нарушение коммуникации.
Стереотипное поведение.
Слайд 6Нарушение социального взаимодействия
Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза. Ребенок-аутист не воспринимает
образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
Скудная мимика, часто не адекватная ситуации. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.
Слайд 8Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм). При тяжелом аутизме дети
не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)
Аномальный характер речи (повторы, эхолалии). При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее. Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ? Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?
Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации
Отсутствует реакция на собственное имя
Не наступает или задерживается «возраст вопросов».
Нарушение коммуникации
Слайд 9Стереотипное поведение
Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться. Ребенок может часами
строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
Выполнение ежедневных ритуалов. Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.
Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки . Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.
хлопанье в ладоши
щелканье пальцами
покачивание головой
другие однообразные движения .
Характерны навязчивые идеи, страхи.
В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии.
Слайд 10Специфические интересы
Аутичные дети часто проявляют необыкновенную музыкальную одаренность. Кроме того, в
них возможен интерес и способность к очень специфическим вещам, например, нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах.
Слайд 11Восприятие мира аутичным ребенком
Принято полагать, что этот синдром ведет к тому,
что малыш не может объединить в единственный образ все детали.
Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела.
Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных.
Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние.
Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.
Слайд 12Уровень интеллекта при аутизме
Большинство детей с аутизмом
имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости.
Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости.
При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области, называют савантизмом.
Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам.
Слайд 13Коррекционная помощь
Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям с
РДА В. М. Башина.
ДВА НАПРАВЛЕНИЯ
Лечебная помощь
Фармакотерапия направлена
на купирование психопатологических
проявлений болезни,
вегето - сосудистой и
вегето - висцеральной дистонии,
на активизацию ребенка, на
ослабление психического напряжения.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
Слайд 14Цель коррекционной работы .
Исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма
и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
Слайд 15Основные задачи коррекционно – развивающей работы с аутичными детьми
коррекция эмоциональной
сферы
формирование коммуникативных умений
социально-бытовая адаптация
Слайд 16Принципы коррекционной работы
- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной
атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);
- принцип помощи;
- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком).
Слайд 17Методы Коррекционной работы
• технологии и приемы, разработанные сотрудниками Института коррекционной педагогики в
лаборатории О.С.Никольской: эмоционально-смысловой комментарий, расширение бытового контекста в сюжетной игре, сюжетное рисование и др.;
• методы бельгийского ученого Т. Питерса – адаптивная организация пространства, визуальное подкрепление при обучении навыкам самообслуживания, выполнение последовательных действий с предметами в быту и в игре;
• при формировании графических навыков, обучении обращению с предметами используется метод «рука в руке»;
• метод «копирование движений» И. Ловааса – формирование подражательного навыка, обучение копировать движения и имитировать звуки.
Слайд 18Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:
обучение правильному распознаванию
эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
Слайд 19 обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Слайд 20Коррекция коммуникативной сферы
Развитие речи
Слайд 21Развитие совместной
игровой деятельности
Слайд 22Коррекция предметно-манипулятивной деятельности ребенка:
Работа по развитию восприятия и формированию сенсомоторной
деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов:
1-этап- отрабатывается реакция оживления и слеживания ( умение взглядом следить за движением собственной руки, за предметом).
Слайд 232- этап – тактильный контакт (поглаживание, прикасание).
3-этап – предмет обводят указательным
пальцем ребенка и дают словесную квалификацию.
Слайд 24Способность к подражанию, является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных
процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения.
формирование имитационных способностей.
Слайд 25 развитие общей и мелкой моторики.
Слайд 28НЕОБХОДИМЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ!!!
Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического
дизонтогенеза ребенка с РДА. Длительность каждого этапа определяется индивидуально в зависимости от особенностей и скорости накопления адаптивных возможностей воспитанника.
Оценка состояния ребенка - аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами.
Такая оценка служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи.
Индивидуальная программа для каждого ребенка разрабатывается на короткий срок (обычно на 3-4 месяца). Создание такой программы оправдано тогда, когда в ее разработке принимают участие все педагоги и специалисты. Работа специалистов во многом переплетается, они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.
Слайд 30Специфика коррекционной работы
Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие
с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.
На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания.
В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.
Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.
Слайд 31В процессе занятий с детьми с РДА следует придерживаться некоторых общие
рекомендации:
необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Слайд 32Хочется пожелать всем, кто хочет помочь аутичным детям терпения в понимании
тех, кто так не похож на нас.
Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»
(Р. Шнайдер – педагог и философ).
А так же помните, что «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть... Л.Н.Толстой»
Слайд 33«Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом» http://autist-ru.narod.ru/stati/konflikt_megdu_genami.html
Гаврилова Т. Р. «Проблема
реабилитации детей с аутизмом» https: //infourok.ru/ korrekcionnaya-rabota-s-detmi-s-rda-499772.html
«Ранний детский аутизм (РДА)»http://www.xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/61-ranniy-detskiy-autizm.html
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
/ 1 П Корр. пед-ка с осн спец. псих_1 / Лекции /http:/ /www.studfiles.ru /preview/2379770/page:3/
Анисимова Н.Л. Защиринская О.В. «Лекции – Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сфера и поведения (РДА)»
Донна Уильямс «Никто Нигде» Москва «Теревинф» 2013г.
Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 // Дефектология. — 1995. — № 5. — С. 76—84.
Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.
О. В. Деряевой; Научн. ред. Л. М. Шипициной, Д. Н. Исаева. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — 97 с.