Слайд 1Профессиональное выгорание работников школы.
Педагог-психолог Гордецкая Н.Е.
Городская гимназия г. Димитровграда
2013 г.
Слайд 2
Профессиональная Профессиональное
Деформация
= выгорание
?
Слайд 3Как отмечалось на Европейской
конференции Всемирной организации
здравоохранения (2005 г.), от «профессиональных
стрессов» страдает
около трети специалистов
социономических профессий, но более
всего — учителя: в странах Евросоюза
до 60 % работников системы образования
ежегодно обращаются к медикам и психологам
с проблемами, которые связаны
с профессиональным выгоранием.
Слайд 4Выгорание как «стресс общения»
Психологи также выявили ряд симптомов, которые могут указывать
на «профессиональное выгорание». На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как:
усталость;
утомление;
истощение;
бессонница;
пищевые нарушения.
Слайд 5Симптомы проявления личностных особенностей:
негативное отношение к клиентам;
злоупотребление табаком, кофе, пристрастие
к алкоголю, наркотикам;
скудность репертуара рабочих действий;
агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев);
негативная «Я-концепция»;
упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм,пессимизм, апатия, чувство бессмысленности);
переживание зависимости от людей и обстоятельств.
Слайд 6Группы риска
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены длительное время интенсивно общаться
с множеством различных людей (знакомых и незнакомых), а именно:
руководители;
учителя и преподаватели вузов;
врачи и медсестры;
социальные работники;
практические психологи и психотерапевты;
администраторы и чиновники всех уровней;
менеджеры, продавцы, официанты
Слайд 7Группы риска
Специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно
взаимодействовать с людьми. Особенно быстро «выгорают» застенчивые, склонные к замкнутости и концентрации на своем внутреннем мире «интроверты»
3 Люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой.
Слайд 8Группы риска
Женщины, которые:
переживают внутреннее противоречие между работой и семьей («или
семья, или работа»);
работают в условиях жесткой конкуренции с мужчинами и вынуждены постоянно доказывать свою профпригодность
Слайд 9Группы риска
Профессионалы, работающие в условиях острой нестабильности», таких, как:
хроническая угроза
«сокращений», продуцирующая страх
потери рабочего места;
работа в позиции «фрилайнера», т.е. самостоятельное
обеспечение себя работой (частная психологическая практика; консультативные услуги; внештатные сотрудники газет и журналов; выполнение исследований по грантам различных фондов);
представители «публичных профессий (политики, диплома-ты, артисты, комментаторы)
Слайд 10Группы риска
Профессионалы (спасатели, психологи, социальные работникии др.), в течение длительного времени
оказывающие помощь жертвам чрезвычайных ситуаций и людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию
Слайд 11Три условия (фактора) профессионального выгорания.
Личностный фактор
Ролевой фактор
Организационный фактор
Слайд 12Три основных компонента
профессионального выгорания
Эмоциональное истощение— состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности
и снижении эмоционального фона.
Деперсонализация (от лат. «persona» — личность и приставки «de», которая означает отмену или устранение чего-либо) — это утрата «чувства Я», обезличивание.
Редукция (обесценивание) своих профессион. достижений
Слайд 13Профессиональное
выгорание как процесс.
Вниз по лестнице
отчуждения:
предпосылки и основные стадии выгорания
Слайд 16Предпосылка выгорания —излишняя зависимость от работы
М. Буриш
Слайд 17Стадии выгорания
Этап 1. Предупреждающая стадия
Этап 2. Первая стадия выгорания
Этап 3. Вторая
стадия выгорания
Этап 4. Третья стадия («истощение»)
Этап 5. Завершающая стадия
(«разочарование и отчаяние»)
Слайд 18Ресурсный подход к профилактике выгорания:
от помощи – к самопомощи и самокоррекции
Слайд 19Внутренние ресурсы устойчивости педагога к профессиональному выгоранию
Устойчивость к профессиональному выгоранию —
это способность специалиста жить и работать в «заданных условиях» и при этом быть эффективным и развиваться не благодаря специально созданным кем-либо«благоприятным условиям», а вопреки трудностям.
Устойчивость включает в себя – личностную зрелость и способность к саморегуляции
Слайд 22
Один из «неспецифичных», — то есть важных для любой профессии, —
ресурсов — это состояние увлеченности работой
Слайд 23Начало всех «само»-Осмысление педагогом той профессионально-ролевой позиции, которую он привычно занимает
по отношению к себе, другим людям и своей работе
1. Я «в порядке» (хороший) — Ты «в порядке» (хороший)
2. Я «в порядке» — Ты «не в порядке» (привычнее для нас звучит «Я лучше — ты хуже)
3. Я «не в порядке» — Ты «в порядке» (ты лучше меня)
4. Я «не в порядке» (плохой) — Ты «не в порядке» (плохой)
Слайд 24Модель драматического
треугольника Стэнли Карпмена
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ
Слайд 25Помоги себе сам: осваиваем приемы
саморегуляции и самоподдержки
Помните стандартную фразу, которую
(в полном
соответствии с инструкцией!)
произносит в начале полета, демонстрируя
«спасательное оборудование» стюардесса?
«Если вы путешествуете с ребенком, сначала подышите через кислородную маску сами,
а потом приложите ее к лицу ребенка».
В педагогической профессии — так же:
только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам.
Слайд 26Помоги себе сам: осваиваем прием саморегуляции и самоподдержки
К эффектам саморегуляции относятся:
эффект
успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической активности).
Слайд 27Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния
Способы, связанные с управлением дыханием
Способы,
связанные с управлением
тонуса мышц и движением
Способы, связанные с воздействием слова
Способы самоподкрепления
Способы визуализации
Слайд 28Психотехники, помогающие
в работе над собой
Техника 1. «Отрезать (отрубить) и отбросить»
Техника 2. «Лейбл
или ярлык»
Техника 3. Преувеличение
Техника 4. «Признание своих достоинств»
Слайд 29Внутренние ресурсы устойчивости
Господи,
дай мне терпение
принять то, что я не
в силах изменить.
Дай
мне силы изменить то,
что я могу изменить.
И дай мне мудрость
научиться отличать одно
от другого.
Рейнольд Нейборо