Презентация, доклад для семинара Профессиональное выгорание учителя

Содержание

Профессиональная ПрофессиональноеДеформация = выгорание ?

Слайд 1Профессиональное выгорание работников школы.
Педагог-психолог Гордецкая Н.Е.
Городская гимназия г. Димитровграда
2013 г.

Профессиональное выгорание работников школы.Педагог-психолог Гордецкая Н.Е.Городская гимназия г. Димитровграда2013 г.

Слайд 2
Профессиональная Профессиональное
Деформация

= выгорание

?
Профессиональная    ПрофессиональноеДеформация       =   выгорание

Слайд 3Как отмечалось на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005 г.), от «профессиональных стрессов» страдает

около трети специалистов социономических профессий, но более всего — учителя: в странах Евросоюза до 60 % работников системы образования ежегодно обращаются к медикам и психологам с проблемами, которые связаны с профессиональным выгоранием.
Как отмечалось на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005 г.), от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов

Слайд 4Выгорание как «стресс общения»
Психологи также выявили ряд симптомов, которые могут указывать

на «профессиональное выгорание». На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как:
усталость;
утомление;
истощение;
бессонница;
пищевые нарушения.
Выгорание как «стресс общения»Психологи также выявили ряд симптомов, которые могут указывать на «профессиональное выгорание». На психосоматическом уровне

Слайд 5Симптомы проявления личностных особенностей:
негативное отношение к клиентам;
злоупотребление табаком, кофе, пристрастие

к алкоголю, наркотикам;
скудность репертуара рабочих действий;
агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев);
негативная «Я-концепция»;
упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм,пессимизм, апатия, чувство бессмысленности);
переживание зависимости от людей и обстоятельств.
Симптомы проявления личностных особенностей:негативное отношение к клиентам; злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам; скудность репертуара рабочих

Слайд 6Группы риска

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены длительное время интенсивно общаться

с множеством различных людей (знакомых и незнакомых), а именно:
руководители;
учителя и преподаватели вузов;
врачи и медсестры;
социальные работники;
практические психологи и психотерапевты;
администраторы и чиновники всех уровней;
менеджеры, продавцы, официанты

Группы риска Сотрудники, которые по роду службы вынуждены длительное время интенсивно общаться с множеством различных людей (знакомых

Слайд 7Группы риска

Специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно

взаимодействовать с людьми. Особенно быстро «выгорают» застенчивые, склонные к замкнутости и концентрации на своем внутреннем мире «интроверты»
3 Люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой.

Группы риска Специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно взаимодействовать с людьми. Особенно быстро

Слайд 8Группы риска
Женщины, которые:
переживают внутреннее противоречие между работой и семьей («или

семья, или работа»);
работают в условиях жесткой конкуренции с мужчинами и вынуждены постоянно доказывать свою профпригодность
Группы риска  Женщины, которые:переживают внутреннее противоречие между работой и семьей («или семья, или работа»); работают в

Слайд 9Группы риска

Профессионалы, работающие в условиях острой нестабильности», таких, как:
хроническая угроза

«сокращений», продуцирующая страх
потери рабочего места;
работа в позиции «фрилайнера», т.е. самостоятельное
обеспечение себя работой (частная психологическая практика; консультативные услуги; внештатные сотрудники газет и журналов; выполнение исследований по грантам различных фондов);
представители «публичных профессий (политики, диплома-ты, артисты, комментаторы)
Группы риска Профессионалы, работающие в условиях острой нестабильности», таких, как: хроническая угроза «сокращений», продуцирующая страхпотери рабочего места;

Слайд 10Группы риска
Профессионалы (спасатели, психологи, социальные работникии др.), в течение длительного времени

оказывающие помощь жертвам чрезвычайных ситуаций и людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию
Группы риска Профессионалы (спасатели, психологи, социальные работникии др.), в течение длительного времени оказывающие помощь жертвам чрезвычайных ситуаций

Слайд 11Три условия (фактора) профессионального выгорания.

Личностный фактор
Ролевой фактор
Организационный фактор

Три условия (фактора) профессионального выгорания.Личностный факторРолевой факторОрганизационный фактор

Слайд 12Три основных компонента профессионального выгорания
Эмоциональное истощение— состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности

и снижении эмоционального фона.
Деперсонализация (от лат. «persona» — личность и приставки «de», которая означает отмену или устранение чего-либо) — это утрата «чувства Я», обезличивание.
Редукция (обесценивание) своих профессион. достижений
Три основных компонента профессионального выгоранияЭмоциональное истощение— состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона.Деперсонализация (от

Слайд 13Профессиональное выгорание как процесс. Вниз по лестнице отчуждения:
предпосылки и основные стадии выгорания

Профессиональное выгорание как процесс. Вниз по лестнице отчуждения: предпосылки и основные стадии выгорания

Слайд 14Колесо жизненного баланса

Колесо жизненного баланса

Слайд 16Предпосылка выгорания —излишняя зависимость от работы

М. Буриш
Предпосылка выгорания —излишняя зависимость от работы

Слайд 17Стадии выгорания
Этап 1. Предупреждающая стадия
Этап 2. Первая стадия выгорания
Этап 3. Вторая

стадия выгорания
Этап 4. Третья стадия («истощение»)
Этап 5. Завершающая стадия
(«разочарование и отчаяние»)
Стадии выгоранияЭтап 1. Предупреждающая стадияЭтап 2. Первая стадия выгоранияЭтап 3. Вторая стадия выгоранияЭтап 4. Третья стадия («истощение»)Этап

Слайд 18Ресурсный подход к профилактике выгорания:
от помощи – к самопомощи и самокоррекции

Ресурсный подход к профилактике выгорания: от помощи – к самопомощи и самокоррекции

Слайд 19Внутренние ресурсы устойчивости педагога к профессиональному выгоранию
Устойчивость к профессиональному выгоранию —

это способность специалиста жить и работать в «заданных условиях» и при этом быть эффективным и развиваться не благодаря специально созданным кем-либо«благоприятным условиям», а вопреки трудностям.
Устойчивость включает в себя – личностную зрелость и способность к саморегуляции
Внутренние ресурсы устойчивости педагога к профессиональному выгораниюУстойчивость к профессиональному выгоранию — это способность специалиста жить и работать

Слайд 22
Один из «неспецифичных», — то есть важных для любой профессии, —

ресурсов — это состояние увлеченности работой
Один из «неспецифичных», — то есть важных для любой профессии, — ресурсов — это состояние увлеченности работой

Слайд 23Начало всех «само»-Осмысление педагогом той профессионально-ролевой позиции, которую он привычно занимает

по отношению к себе, другим людям и своей работе

1. Я «в порядке» (хороший) — Ты «в порядке» (хороший)
2. Я «в порядке» — Ты «не в порядке» (привычнее для нас звучит «Я лучше — ты хуже)
3. Я «не в порядке» — Ты «в порядке» (ты лучше меня)
4. Я «не в порядке» (плохой) — Ты «не в порядке» (плохой)

Начало всех «само»-Осмысление педагогом той профессионально-ролевой позиции, которую он привычно занимает по отношению к себе, другим людям

Слайд 24Модель драматического треугольника Стэнли Карпмена

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ

ЖЕРТВА







СПАСИТЕЛЬ




Модель драматического треугольника Стэнли КарпменаПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ           ЖЕРТВА

Слайд 25Помоги себе сам: осваиваем приемы саморегуляции и самоподдержки
Помните стандартную фразу, которую
(в полном

соответствии с инструкцией!)
произносит в начале полета, демонстрируя
«спасательное оборудование» стюардесса?
«Если вы путешествуете с ребенком, сначала подышите через кислородную маску сами,
а потом приложите ее к лицу ребенка».
В педагогической профессии — так же:
только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам.
Помоги себе сам: осваиваем приемы саморегуляции и самоподдержкиПомните стандартную фразу, которую(в полном соответствии с инструкцией!)произносит в начале

Слайд 26Помоги себе сам: осваиваем прием саморегуляции и самоподдержки
К эффектам саморегуляции относятся:
эффект

успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической активности).
Помоги себе сам: осваиваем прием саморегуляции и самоподдержкиК эффектам саморегуляции относятся:эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); эффект восстановления

Слайд 27Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния
Способы, связанные с управлением дыханием
Способы,

связанные с управлением
тонуса мышц и движением
Способы, связанные с воздействием слова
Способы самоподкрепления
Способы визуализации

Способы и приемы для регулирования эмоционального состоянияСпособы, связанные с управлением дыханиемСпособы, связанные с управлениемтонуса мышц и движениемСпособы,

Слайд 28Психотехники, помогающие в работе над собой
Техника 1. «Отрезать (отрубить) и отбросить»
Техника 2. «Лейбл

или ярлык»
Техника 3. Преувеличение
Техника 4. «Признание своих достоинств»

Психотехники, помогающие в работе над собойТехника 1. «Отрезать (отрубить) и отбросить»Техника 2. «Лейбл или ярлык»Техника 3. ПреувеличениеТехника 4.

Слайд 29Внутренние ресурсы устойчивости
Господи,
дай мне терпение
принять то, что я не
в силах изменить.
Дай

мне силы изменить то,
что я могу изменить.
И дай мне мудрость
научиться отличать одно
от другого.
Рейнольд Нейборо
Внутренние ресурсы устойчивостиГосподи,дай мне терпениепринять то, что я нев силах изменить.Дай мне силы изменить то,что я могу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть