Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Жестокое обращение
с детьми
Материал подготовила
социальный педагог МОУСОШ №4
Григорьева В.Н.
Слайд 2ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ...
Всегда хочется думать и верить,
что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.
Слайд 3Дети редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению.
Причины
для этого могут быть разными:
Ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;
Насильник запугивает ребенка;
Насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.
Слайд 4Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – это преднамеренное
нанесение ребенку физических повреждений; вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (снотворных, не прописанных врачом).
Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое насилие – словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, отвержение ребенка, длительное лишение любви, заботы и безопасности,а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, похищение ребенка, причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Слайд 5Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы
о ребенке:
В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.
Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.
Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка. Социальная изоляция семьи.
Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.
Слайд 6Дети, подвергающиеся жестокому обращению:
Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей,
имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности.
Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению.
Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.
Слайд 7КАК РАСПОЗНАТЬ СЛУЧАИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Физическое насилие
Поведенческие и психологические
индикаторы:
задержка развития, малоподвижность,
страх перед взрослыми, игры только с маленькими детьми, а не с ровесниками,
зажатость, замкнутость,
страх физического контакта,
боязнь идти домой;
повышенная тревога, когда плачут другие дети,
тики, сосание пальцев, раскачивание,
может проявиться агрессивность.
Слайд 8Физическое насилие
Внешние признаки
раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
-
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
ожоги:
Топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
укусы:
Следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтеков;
«синдром тряски ребенка»:
Возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.
Слайд 9Заподозрить физическое насилие над ребенком можно если:
родители поздно обращаются за медицинской
помощью или источником обращения являются другие люди (соседи, родственники, педагоги);
имеются следы травм различной давности;
родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота
отсутствует забота о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
ребенок не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
Слайд 10Последствия для ребенка
Страх, тревога, нарушение сна, бессонница, плохой аппетит, психосоматические
жалобы;
Агрессивные деструктивные действия и поступки дома и в школе (задиристость, драчливость, агрессивность по отношению к сверстникам, сиблингам);
Таким детям очень трудно устанавливать доверительные отношения со взрослыми;
У детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения; демонстрируют саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные попытки и желания);
Низкая самооценка; потеря интереса к школе;
Нарушения в развитии и познавательной деятельности;
Нарушения в сфере межличностных отношений;
Нарушения ЦНС.
Слайд 11Сексуальное насилие
Признаки, позволяющие заподозрить сексуальное
насилие:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или
необычные сексуальные познания или действия;
может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Слайд 12Последствия для ребенка
Депрессия
Недоверчивость
Суицидальные тенденции
Снижение школьной успеваемости
Сексуальное поведение (либо проявляют раннюю сексуальную
зрелость, либо уклоняются от свойственных началу юношеского возраста сексуальных контактов)
Чувство вины
Мальчики: чувствуют себя униженными; боятся стать гомосексуалистами. Девочки: в последующей жизни выполняют роль сексуальной жертвы (тяготеют к лицам с дурным поведением, нередко подвергаются избиениям).
Слайд 13Пренебрежение родительскими обязанностями
Последствия для ребенка:
Хронический дефицит собственного достоинства;
Недостаточная социальная компетенция;
Чувство
озлобленности, агрессия;
Прогулы школьных занятий;
Низкая школьная успеваемость.
Слайд 14Психическое насилие в семье
Психическое насилие - это:
обвинения в
адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
отвержение ребенка;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
принуждение к одиночеству;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Слайд 15Признаки, позволяющие заподозрить психическое насилие
задержка в физическом, речевом развитии, задержка
роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), - агрессивные вспышки;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
излишняя уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Слайд 16
Последствия для ребенка:
Развивается пессимизм, безнадежность; суицидальные попытки;
депрессия;
Не
верят в себя, становятся нерешительными;
Самооценка занижается;
Ребенок не в состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование;
Эмоциональное напряжение, страх, волнение при общении со взрослыми;
Пограничные нервно-психические расстройства (энурез, энкопрез, депрессивные расстройства, нервные тики и т.д.);
Задержки когнитивного развития;
Выраженные эмоциональные и поведенческие нарушения (воровство, употребление наркотиков, алкоголя, склонность к поджогам, жестокость по отношению к животным), беспризорность (дети в угнетающем чувстве своей ничтожности уходят в оборону).