Слайд 1Праздник Букваря.
У каждой из нас есть заветная книжка.
Читают
и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем...
Букварь
-Что вы знаете о букваре?
-Какие вопросы у вас возникают, когда вы слышите букварь?
Итак, сегодня мы с вами будем говорить об истории создания букварей. Познакомимся с несколькими видами букварей.
Слайд 2Международный день грамотности.
Посвященная искоренению нежелания человека писать и
говорить без ошибок, отмечают ежегодно 8 сентября. Известно, что до сих пор в мире множество безграмотных людей, не умеющих толком не писать, не читать, несмотря на явный прогресс во всех сферах жизни, особенно в области информации. Ведь кроме продвинутых Европы и Америки есть также Африка, Азия, где немало народов, не имеющих представления о том, как важно владеть навыками письма, притом уметь правильно применять их на практике.
Слайд 3 Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года.
Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. Материальную поддержку в этом направлении оказывали такие люди как В. Маяковский, В. Брюсов, М. Горький и др. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной. Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Слайд 6 И так, грамотность – это необходимая составляющая жизни
человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
В. Берестов
Что означает — уметь грамотно писать?
Были времена, 1-2 века назад, когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать.
Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.
Издавна, грамотным считался человек, умеющий читать и писать. Тот, кто умел только читать, считался полуграмотным. Можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила, для того чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.
Слайд 8 Когда-то люди высекали слова на камнях. В Древней
Греции, Египте и Вавилоне школьной тетрадкой служила гладкая земляная площадка или влажные глиняные таблички. Глиняный букварь весил бы, наверное, килограммов пятьдесят! Но в ту пору учебников домой не носили, глиняные таблички хранились в школе, а ученики приходили туда ранним утром и уходили к ночи.
Позднее стали писать на папирусе и пергаменте. В средневековом Новгороде писали на бересте. Во время раскопок археологи нашли берестяную тетрадь мальчика по имени Онфим. Он переписывал в эту тетрадку азбуку и рисовал человечков...
Слайд 9Палочки и стилусы.
Интересно, что прародителей современной шариковой
ручки мы можем увидеть и сегодня - это палка, камень и пальцы рук. Палкой или пальцем наши предки рисовали символы на песке, а камнем - на скале. Примерно в четвертом тысячелетии до н.э. человек начал изображать разные знаки на смоченных глиняных дощечках, используя вместо ручки деревянную или бронзовую палочку либо кость. Тысячелетие спустя египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов. Для их изображения на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. Примерно в 1300 году до н.э. римляне придумали письмо по воску, который заливался в деревянные таблеты. В качестве пишущего инструмента использовали металлический стилус (stylus), один конец которого делали плоским для того, чтобы стирать ненужные записи. В это время в Китае использовали стилусы, изготовленные из бронзы. Письмо по воску просуществовало около 18 веков, пока англосаксы не изобрели пергамент. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей и макетирования книг. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом.
В Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.
Слайд 10 ПЕРВЫЕ БУКВАРИ.
Букварь Онфима
Букварь содержится в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Он скрашивал часы занятий, рисуя в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков – так делали школьники во все времена. На одной грамоте (№ 200), выписав половину азбуки от А до К, Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».
Еще у него растут яблони в огороде. На небе светит солнце. Стоит хорошая погода. Его черненькие глазки хитро поглядывают за воробышком, так и норовит его схватить. 1829 году художник Дагер изобрел фотографию, которая вошла в нашу жизнь.
Слайд 11
Букварь Ивана Фёдорова
Первый русский букварь написал
и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Это был первый печатный русский учебник, его основу составляют следующие элементы: алфавит, слоги, сведения по орфографии. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ.
Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.
Пергамент постепенно дешевел и завоевывал новые территории, поэтому потребовался общедоступный пишущий инструмент. Тут отличились испанцы, которые придумали в качестве ручки использовать определенным образом заточенное гусиное перо. Период с 600-го до 1800 г. н.э. по праву можно назвать эрой гусиных перьев. К тому же с помощью пера можно было изменить и стиль письма - делать его прописным и наклонным. Так 14 веков назад были придуманы прописные буквы (до этого при письме использовали только заглавные). Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время - до конца XVIII века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.
Слайд 13 Первое московское пособие для обучения грамоте.
Букварь Василия Бурцова.Выпущен Московским печатным двором 20 августа 1634 года. Его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера. В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Есть и алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания. Есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени.
Слайд 14 "Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим
учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г. Семен Емельянович Петровский-Ситнианович (после пострижения в монахи Симеон Полоцкий) известен как выдающийся деятель русского просвещения. После приезда в Москву из Полоцка в 1664 г. он был взят воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов. Также как и у Бурцева, красный цвет использован в буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги. При таком большом объеме выделение цветом помогало лучше ориентироваться. Украшен букварь своеобразными инициалами, заставками и концовками. Азбука предваряется предисловием в стихах о пользе просвещения "К юношам учитися хотящим". При традиционном содержании из двух частей - азбуке и материале для чтения - новшеством явилось включение в букварь материалов по стихосложению, учения о просодии (правилах стихосложения) и сведений из синтаксиса.
Слайд 15 Карион Истомин
Каждая
страница букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи. Так, инициал "еры" изображает человека, курящего трубку, "кси" - фигуру змея с двумя человеческими туловищами. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д. На каждую букву дано около десяти изображений.
Слайд 16 Фёдора Поликарпова
В нём впервые было введено изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова содержал также трёхъязычный тематический словарь.
Это толстая, в 320 страниц, книга, в которой впервые появляется титульный лист, со славословием Бога и Государя. Обучение чтению и письму ведется сразу на трех языках: славянском, греческом и латинском. Процесс обучения чтению начинается с изучения славянского алфавита (45 знаков): сначала дается художественное изображение букв, а затем алфавита, напечатанного разными шрифтами, принятыми в книгопечатании того времени. Если рисунок, входящий в ребус, перевернут вверх ногами, то это значит, что изображенное слово нужно читать наоборот. В ребусах очень часто отдельные слоги изображаются нотами. Осенью, когда журавлята подрастут, вся стая начинает готовиться к отлету.
Слайд 17 Нельзя здесь не упомянуть о великолепных памятниках письменности
русского средневековья азбуковниках. Азбуковники представляли собой анонимные рукописные сборники нравоучительного и энциклопедического характера. На Руси имели хождение с XIII в. Первый список толкуемых слов типа азбуковника составляет часть Новгородской Кормчей книги 1282 г. До XVI в. азбуковники представляли собой толковые словари "неудобопознаваемых речей" (непонятных слов), встречающихся в Священном Писании. Слова были расположены по алфавиту, указывалось их происхождение, перевод и разъяснение. К XVII в. распространились учебные азбуковники, как правило включающие азбуку со слогами и прописями, краткие сведения по русской, а иногда и греческой грамматике. Здесь можно было почерпнуть знания по всеобщей и русской истории, занимательные сведения по естествознанию (об экзотических животных и растениях, драгоценных камнях, явлениях природы), арифметике и многом другом.
Слайд 18 Азбука Толстого.
"Азбука" Л.Н. Толстого была любимым детищем писателя. В "Азбуку", помимо собственно букваря, Толстой включил сочинённые им самим рассказы и сказки, переложенные им басни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки. Многие рассказы из "Азбуки" Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению. Все дикие гуси - перелетные птицы. Все древние летописи написаны гусиным пером. Очень часто в ребусах встречается запятая. Если над рисунком стоят цифры, то буквы нужно переставить в указанном порядке.
Слайд 19 Буква́рь (азбука, буквица) — учебное пособие для обучения грамоте. Букварь помогает учащимся усвоить
печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова и правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты и уметь писать простейшие слова и предложения.
Слайд 20 Букварь – первая
книга для обучения грамоте.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи "Букварь" многие из них отсылают к статьям "Азбука" и "Алфавит", а со статьи "Азбука" обратно к букварю. Попробуем в этом разобраться.
Итак, азбука (по названию славянских букв аз, буки) имеет два взаимосвязанных значения:
1. Система расположения графических знаков – букв в порядке алфавита (по названию греческих букв альфа,бета [в другом произношении вита]) с их полным названием.
2. Начальное учебное пособие по обучению грамоте. Здесь название "азбука" указывает на сам прием обучения – заучивание букв в азбучном порядке.
Слайд 21
АЛФАВИТ
Алфавит – совокупность букв,
которыми пользуются при письме на том или другом языке. Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IX в. Например, азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XI в. на стене церкви
Св. Софии в Киеве. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.
Слайд 22Для чего надо быть грамотным!?
У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они
могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. Очень часто на уроках ученики не могут правильно высказать свою мысль, хотя и бывают подготовленными к уроку, остаются недовольные полученной оценкой, объясняя свою позицию тем, что всё сказали. А некоторые мои одноклассники высказывают мнение о том, что в век компьютеризации не обязательно быть грамотным, потому что то, что не знаем мы, подскажет компьютер. А я считаю, что никакая машина, даже если она и сверхсовременная, не заменит человеческую грамотность, человеческий разум, мысли. Техника может сломаться, а усвоенные законы языка никогда нас не подведут.
А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать. Обидно бывает за державу. Ведь нам, как говорил К.Г.Паустовский, «дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Так давайте беречь такой язык от засорения, любить его и уметь ценить!